Подготовка к школе в 2019 году

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

И вот в жизни нашего дошкольника наступает ответственнейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Скоро в школу, а он еще и буквы путает, и на «один плюс один» может сказать «три», и, главное, совершенно не хочет ничем заниматься, а все возит и возит свои машинки или смотрит мультики.

Что же делать, чтобы с наименьшими потерями и наибольшим КПД миновать этот суровый для родителей гипердинамического ребенка этап?

В первую очередь надо определить цели и задачи. Здесь важно не только содержание целей, но и порядок их расположения. Обратите на это внимание.

Вот они:

  1. Не допустить, чтобы у ребенка выработалось стойкое отвращение к процессу школьного обучения еще до начала самого обучения.
  2. Выяснить, какие конкретно имеются слабые места в познавательных процессах ребенка (слуховая память, логическое мышление, образное мышление, связь «мозг-рука» и т.д.)
  3. Подготовить ребенка к поступлению в школу и обучению в первом классе.
  4. Сформировать у ребенка положительную самооценку и позитивный настрой на грядущее обучение.

Каким образом все это можно проделать?

Для начала совершенно недопустимо отдавать гипердинамического ребенка в школу, если на момент поступления ему еще не исполнилось 7 лет. Ребенок может быть сколь угодно развитым интеллектуально, но психофизически он еще не готов к ситуации школьного обучения. Не сразу — но это обязательно проявит себя. И тогда в третьей или четвертой четверти первого класса или в начале второго исправлять что-либо будет уже поздно.

Подготовка к школе в 2019 году

Иногда родители заявляют, что 6-летний ребенок совершенно готов к школе (читает, считает, пишет), и еще год в садике ему будет просто скучно. Успокойтесь! Гипердинамическому ребенку скучно не бывает. Он очень любит играть и просто двигаться. Если вам кажется, что ему не хватает познавательных впечатлений, отдайте его на этот год в один или два кружка «по интересам».

Будет много пользы и никакого вреда. А на следующий год, окрепнув физически и психически, ребенок спокойно и с удовольствием пойдет в школу. Разумеется, нет правил без исключений, и «Филиппки» изредка встречаются и среди гипердинамических детей, но каждый такой случай требует индивидуального рассмотрения и подробной консультации со специалистом.

Сейчас все больше учителей жалуется на«переподготовленность» детей: одни ребята знают множество слов на английском, но с трудом изъясняются на русском, другие же могут решать сложные задачки, но постоянно что-то теряют или не могут найти общий язык с другими детьми. Поэтому прежде, чем хвататься за книжки и развивающие игры для детей, родителям будущих первоклассников необходимо понимать, какие именно знания и навыки потребуются для поступления.

Никто не ждет, что малыш еще с ясельного возраста будет способен умножать или писать рассказы. Комиссия по приему в школу должна убедиться, умеет ли ребенок решать простейшие задачи, каков его словарный запас и как он излагает свои мысли. Однако одного запоминания букв и цифр в наши дни будет недостаточно.


Подготавливая ребенка к школе,
научите его считать до десяти
и выполнять простейшие арифметические
действия: сложение и вычитание
  • Интеллектуальные знания: Набить ранец для первоклассника и отправить его в школу недостаточно. В школе ему предстоит разговаривать с другими детьми и преподавателями, а значит, он должен без проблем называть свое имя, отчество и фамилию, местожительство и телефон. Также он должен знать фрукты, овощи и ягоды, растения и деревья, млекопитающих и птиц, насекомых и рыб. Не менее важна и ориентация во времени: он должен различать времена года и суток, дни недели. Научите малыша пользоваться часами. Популярные профессии, праздники, виды искусства и спорта – ребенок должен обладать базовыми знаниями в культурной, социальной и спортивной сферах. Безусловно, он должен знать русский алфавит, цифры, различать лево и право. Нередко требуется и минимальное знание компьютера.
  • Умения: В первую очередь, у будущего первоклассника необходимо развить логическое мышление: малыш должен уметь разгадывать загадки и решать логические задачи, описывать картинки, пересказывать тексты небольшого объема и учить наизусть короткие стихотворения. Также должна быть развита мелкая моторика, позволяющая держать карандаш и ручку, чертить линии по линейке, штриховать и закрашивать, пользоваться ножницами и вырезать по контуру. Для уроков математики ребенку потребуется способность считать до десяти и выполнять простые арифметические действия(сложение и вычитание). Дошкольная подготовка к урокам чтения и чистописания включают прочтение и понимание небольших предложений, определение количества букв, звуков и слогов в коротких словах.
  • Психолого-социальная готовность: В школе ребенку придется общаться с ровесниками и учителями, налаживать связи и работать в коллективе, а потому родителям будущих первоклассников стоит уделить внимание также его психолого-социальным навыкам. В противном случае адаптационный период может затянуться, сопровождаясь постоянными стрессами. Ответственность, вежливость, организованность и самостоятельность – черты, которые необходимо прививать еще с самых ранних лет. При этом он должен признавать авторитет взрослых преподавателей и уметь выполнять данные ему задания.

Кадякова И.Н., педагог центра «Менар-Сестрорецк»: «Перед тем как пойти в первый класс, ребёнок должен отличать звуки от букв; читать простые предложения и понимать, что там написано; считать до десяти, выполнять простые арифметические действия в этих пределах; устанавливать причинно-следственные связи;

Если с точки зрения психофизиологии ваш ребенок уже готов отправиться покорять новые знания в первом классе, нужно уделить внимание его интеллектуальному развитию, проработав набор базовых знаний и умений. Конечно, требования имеют прямую зависимость от школы и конкретного учителя, однако можно сформулировать перечень, типичный для большинства школ:

  • первоклашка должен помнить свое имя, отчество и фамилию, а также идентифицировать себя по ним;
  • ребенок должен знать, как зовут маму, папу и чем они занимаются;
  • малыш обязан без труда вспоминать адрес проживания и номер телефона (сгодится домашний или мобильный одного из родителей);
  • он должен суметь правильно назвать страну проживания, город, а также некоторые другие государства и города;
  • важно, чтобы первоклассник разбирался в одежде и обуви, а также понимал основные отличия между их разными видами — например, мог отличать кроссовки от ботиночек, а кепку от панамки;
  • ребенок должен без труда перечислять или идентифицировать по изображениям животных, рыб, насекомых, птиц, цветы, деревья, плоды и т.д., а также выбирать из списка домашнюю живность и дикую фауну;
  • малышу стоит ориентироваться во временах года, знать, на какие части делятся сутки, помнить названия и порядок дней недели;
  • желательно, чтобы ребенок мог рассказать о погоде и явлениях, встречающихся в природе;
  • будущий первоклассник должен ориентироваться в оттенках базовой палитры;
  • ему нужно объяснить разницу направлений – право, лево, вперед, назад;
  • ребенок должен быть в состоянии перечислить виды спорта, а также названия и особенности профессий;
  • важно, чтобы малыш понимал основные правила движения на дороге, предназначенные для пешеходов, и умел трактовать сигналы светофора;
  • следует позаботиться о том, чтобы он помнил названия любимых сказок и их авторов;
  • ребенок должен уметь управляться с ножницами и вырезать контуры фигур;
  • ему следует ориентироваться в основных праздниках;
  • ребенок должен быть готов рассказать о своих хобби и любимых занятиях;
  • он обязан сформулировать ответ на вопрос, если на собеседовании спросят, для чего он собирается идти в школу.

Базовые навыки и умения интеллектуального характера:

  • навык решения простых задачек на логику и отгадывание загадок;
  • умение определить, какой предмет лишний, и пояснить причины отбраковки;
  • умение прибавить к группе предметов тот, которого в ней не хватает;
  • понимание схожих и отличительных признаков разных предметов, по которым их можно выделить или сгруппировать;
  • умение восстанавливать последовательный и логичный ход событий.

Проверка развития речи, внимания и памяти:

  • ребенка попросят найти отличия в двух картинках, одинаковых на первый взгляд;
  • малышу предложат скопировать схематичный рисунок или узорные линии;
  • будущему первокласснику предъявят картинку, а затем попросят описать ее, не глядя на изображение, или составить по ней небольшой рассказ;
  • ребенок должен суметь воспроизвести короткое предложение после прослушивания;
  • малыш должен продемонстрировать умение читать по памяти кроткие стишки или пересказывать сюжет сказки.

Основные знания в области математики:

  • счет в пределах от 1 до 10 и обратно, а также простые действия с числами в пределах десятка;
  • понимание понятий «больше», «меньше», «равно»;
  • перечисление, изображение и узнавание простых фигур из геометрии;
  • умение провести сравнение фигур по параметрам длины, высоты или ширины;
  • навык деления предметов на несколько равных частей.

Базовые навыки чтения:

  • умение отличать гласные и согласные буквы;
  • умений найти в предложенном слове определенную букву;
  • умение подобрать слово, которое начинается на предложенную букву;
  • навык деления слов по слогам;
  • умение прочесть небольшой фрагмент текста из нескольких предложений (хотя бы читая слова по слогам);
  • чтение небольших предложений и пояснение смысла прочитанной информации.

Что необходимо купить первокласснику: составляем список

Далеко не все родители осознают, зачем нужна подготовка к первому году в школе, и настаивают на ней просто потому, что «так принято». Именно из-за такого подхода и возникают проблемы в будущем — бестолковая подготовка может привести к накоплению в голове ребенка огромного числа бесполезных знаний при полном отсутствии навыков, которые ему действительно необходимы.

Сразу скажем, что каждый будущий первоклассник обязан обладать элементарным набором знаний и навыков, о которых будет рассказано ниже. Они помогут без проблем пройти собеседование и уверенно чувствовать себя в новом коллективе, позволят избежать стресса и настроиться на процесс обучения. Любые дополнительные знания – это важно и нужно, но только в том случае, если вы планируете поступать в престижную школу с повышенными требованиями.

Важно правильно оценить потенциал малыша и понять, сумеет ли он выдержать серьезные нагрузки в спецшколе. Если же речь идет о «вступительных» испытаниях, которые встречаются повсеместно, уделите внимание:

  • развитию базовых физических и интеллектуальных навыков;
  • уверенности и свободе при общении с новыми людьми;
  • пониманию инструкций и запретов;
  • умению выразить свое мнение, сформулировать мысль.

По сути, подготовка к школе сводится к тому, чтобы помочь будущему первоклашке созреть интеллектуально, подготовиться к социальному аспекту его будущей жизни, а также развить эмоциональную и психологическую совместимость с коллективом.

Если да, то, как правило, подготовки в дошкольном учреждении ему достаточно. К примеру, в Москве образовательные комплексы включают в себя детские сады, в них разработаны программы преемственности «детский сад — начальная школа». Образовательная организация заинтересована в том, чтобы дошколята пришли в 1 класс подготовленными эмоционально, интеллектуально, физически, поэтому педагоги координируют программы и отслеживают развитие детей. Если у ребёнка никаких существенных проблем не возникает, в дополнительных курсах необходимости нет.

Подготовка к школе в 2019 году
Первый раз в первый класс. Как подготовить ребёнка к школе?

Если малыш «домашний», в посещении подготовительных курсов есть смысл. Прежде всего, с точки зрения социализации — освоения определённых норм, правил, навыков взаимодействия со взрослым и сверстниками в новой социальной роли «учитель-ученик», формирования предпосылок учебной деятельности. Почему это важно?

Подготовка к школе в 2019 году

Когда ребенок (и вообще любой человек) попадает в новую обстановку и систему требований, ему необходимы силы и энергия на адаптацию, прежде чем он начнет адекватно «функционировать» и достигать каких-либо результатов. Конечно, период адаптации к обучению в школе проходят все первоклашки — и детсадовские, и «домашние».

Но последним энергии придется затратить больше. Как обратиться к учителю? Что делать, если забыл, где повесил сменную обувь или захотел на уроке в туалет? Как поступить, если не понимаешь, как выполнять задание? Ты еще не доиграл, а уже нужно садиться на урок и так далее. Детсадовские дошкольники с такими или подобными ситуациями уже знакомы и имеют соответствующий опыт, а для домашних деток они могут представлять проблему и затруднять их включение непосредственно в процесс учения, даже если они умеют читать, писать и считать.

Ведь в школе нужно не просто написать, как сказал учитель. Не просто прочитать, а следить друг за другом и быть готовым в любой момент продолжить. Не просто посчитать, а правильно оформить запись в тетради, отсчитав необходимое количество клеточек. Предпосылки этих умений могут быть сформированы на подготовительных курсах.

Подготовка к школе в 2019 году
Как правильно подготовить ребёнка к школе? 7 советов родителям

Хотя требования к образовательным результатам во всех школах единые, программы, по которым учатся школьники, могут отличаться по логике, технологиям, темпам освоения материала. В зависимости от этого условно выделяют гимназические, лицейские, общеобразовательные классы. Один ребенок как рыба в воде будет чувствовать себя на уроках с активным использованием технологий развивающего обучения и достигать академических результатов, а другому может быть тяжело, просто потому, что он организован и подготовлен по-другому.

Одни программы (и педагоги) требуют большей включенности родителей в процесс учения, другие подразумевают самостоятельное выполнение детьми большинства заданий. Подготовительные курсы при школе дают возможность и семье, и учителю «посмотреть друга на друга», сориентироваться, какая организация учебного процесса подходит конкретному малышу, подобрать условия наиболее благоприятные для ребёнка. А также выбрать первого учителя, что немаловажно.

В год перед школой (но не раньше!) гипердинамическому ребенку обязательно нужны курсы по подготовке к школе. В идеале — курсы в той самой школе, в которую ребенок пойдет на следующий год. Сейчас многие школы практикуют очень хороший вариант: подготовительные курсы ведут те учительницы, которые на следующий год набирают первый класс.

Кроме того, посещая школу во время подготовительных занятий, ребенок знакомится с пространственной организацией школы, с ее раздевалкой, этажами, классами и коридорами, с практикой сидения за партой, поднимания руки при ответе, работой с тетрадью и т.д. и т.п. Придя в школу на следующий год, он входит в уже знакомое, обжитое им помещение. Для гипердинамического ребенка с его ограниченным адаптационным запасом это очень позитивная практика.

Если в школе нет подготовительных курсов, то сгодятся курсы при Доме культуры, клубе и т.д. Занятия в садике, на которые уповают многие родители, как правило, не могут в достаточной степени подготовить гипердинамического ребенка к поступлению в школу. Он слишком подвижен, болтлив и отвлекаем, и воспитательница, отчаявшись призвать его к порядку, часто просто «машет рукой» на такого ребенка, закрывая глаза на то, что во время групповых занятий он попросту не слушает и не слышит ее. Результаты получаются соответствующие.

Многие курсы по подготовке к школе идут проторенным путем и включают в свою программу только обучение чтению, письму и математике. Иногда их программа почти полностью повторяет программу первого класса. Все это вызывает у родителей легкое недоумение.

— Что же они тогда будут на следующий год делать? — спрашивают родители.

Подготовка к школе в 2019 году

Для гипердинамических детей эта проблема не стоит вообще. Пройти заранее программу первого класса для них только полезно, а посещение курсов в основном важно как предварительная адаптация к школьному образу жизни.

Кроме того (увы!), в предшествующий поступлению в школу год с гипердинамическим ребенком нужно заниматься дома. Никакие курсы и подготовительные занятия не исчерпают проблему формирования школьной зрелости вашего ребенка. Ему, безусловно, нужен индивидуальный подход (тот самый, о котором так любят рассуждать родители и «продвинутые» педагоги). Вот вы, родители, ему (ребенку) его (подход) и обеспечите.

О том, чем именно заниматься с будущим первоклассником дома и как построить занятия с неусидчивым дошкольником — в следующий раз.

Залог успешной подготовки к школе – правильное распределение сил и времени. Обязательно продумайте программу обучения. Загружать целый день ребенка занятиями строго не рекомендуется, иначе он будет от них сильно уставать, а то и совсем потеряет интерес к обучению. Вот несколько советов, которые сделают подготовку к школе гармоничной.


Важно развитие мелкой моторики,
которая позволит писать,
чертить линии, рисовать,
вырезать по контуру
  • Оптимальная длительность одного занятия – 20-30 минут. Если уроки будут длиться дольше, малыш потеряет терпение и обучение станет непродуктивным.
  • Не злитесь и не ругайтесь, если у ребенка что-то не получается. Чтобы помочь, задавайте наводящие вопросы и побуждайте спрашивать его самого.
  • Не лишним будет и выработать режим дня малыша, чтобы он смог вставать, есть, гулять и ложиться спать в одно и то же время.
  • Постарайтесь больше общаться с ребенком, советоваться с ним, вместе читать и смотреть развивающие передачи, отвечать на вопросы. Помните, дошкольная подготовка должна напоминать игру и быть интересной.
  • Воспитание должно быть гармоничным, поэтому необходимо уделять внимание не только развитию мышления и получению знаний, но и физическому аспекту. Приучите ребенка делать зарядку, предлагайте активные игры, если есть возможность, организуйте дома спортивный уголок.
  • Важная часть обучения дошкольника – развитие мелкой моторики. Пишите, рисуйте, выполняйте аппликации и поделки вместе с ребенком. Также помощниками станут различные конструкторы и мозаики.
  • Если ребенок только что прочитал книгу или посмотрел мультфильм, обязательно обсудите с ним сюжет, научите высказываться, пересказывать события и анализировать. 
  • Приучайте ребенка к самостоятельности: обучите правилам безопасности на улице и в собственном доме. Иначе он надолго будет привязан к маминой юбке.
  • Если какая-то часть обучающей программы дается ребенку с трудом, уделите ей больше внимания. Малыш никак не может научиться складывать числа? Сделайте упор именно на эти занятия. Продумайте программу таким образом, чтобы эти уроки не шли в ущерб всему остальному обучению.

Когда ребенок уже прошел собеседование, и вы уверены, что он готов к школе морально, физически и интеллектуально, самое время отправляться в магазин за покупками. Полный список поможет вам определить, что именно необходимо купить первокласснику. Все нужные товары можно разделить на три группы: покупки для дома, содержимое ранца для первоклассника и школьная форма.


Выбирая подготовительные курсы,
обратите внимание на программу обучения
и интенсивность занятий
  • Письменный стол, который подходит по размеру(можно купить специальную парту);
  • Стул(может идти в комплекте с партой);
  • Книжный шкаф, полка или тумба для тетрадей и учебников(может использоваться ящик стола);
  • Настольная лампа;
  • Карандашница(подставка для ручек, линеек и карандашей);
  • Подставка для книг.

Как развить психофизиологические навыки?

Первый вопрос, который решают многие родители – отдавать ли ребенка в школу в неполные семь лет? Конечно, есть дети, которые уже в пять поражают самостоятельностью поведения и здравостью суждений. Но есть малыши, которые заметно отстают от сверстников — в том числе в физической подготовке. Передержать ребенка дома, конечно, не хочется… Но и создавать ситуацию, из-за которой малыш не сможет высидеть на одном месте 45 минут, заниматься физкультурой и ориентироваться в незнакомых стенах, тоже неправильно.

Проверка психофизического развития – обязательная составляющая при собеседовании в школу. Приемная комиссия уделит внимание нескольким аспектам:

  • развитие физиологии – скорей всего, малыша попросят тронуть правой ручкой левое ушко, закинув руку за голову. Если ребенок не смог достать до уха – у него не наблюдается полуростовой скачок, который состоит в удлинении рук и ног. Второй тест – проверка координации. Малышу предложат одновременно поглаживать себя по голове правой ручкой, а левой – хлопать по животику. Оценка данного навыка (а он обязателен для детей 7 лет) позволяет понять, сможет ли малыш быть усидчивым, и насколько хорошо он контролирует свое тело;
  • умение менять игровую деятельность на учебную – этот тест позволяет оценить, вошел ли ребенок в тот возраст, когда игры перестали удовлетворять его интеллектуальные потребности. Именно в это время возникает желание обучаться новому. У большинства детей эта особенность проявляется к 7 годам;
  • сформированность социальной позиции – ученик должен знать и четко соблюдать те правила, которые действуют в школе.

Большая часть таких умений формируется в детском саду, однако для улучшения результатов и формирования таких навыков у малышей, которые не посещают дошкольные учреждения, педагоги советуют мамам, папам, бабушкам и дедушкам заниматься с ребенком в домашних условиях. Лучший возраст для подготовки – 3-4 года, но если момент упущен, можно постараться нагнать и позже. Учитывайте главные аспекты развития психофизиологии:

  • приучайте ребенка к физическим нагрузкам – спорт является необходимым элементом гармоничного развития, поэтому ребенка желательно записать в какую-то секцию. Для девочек это может быть танцевальный класс, а для мальчиков – футбол. Главное, чтобы ребенку нравилось заниматься выбранным делом. Если вы не ходите в спортивную секцию или студию гимнастики – ходите вместе в бассейн, делайте зарядку, играйте в подвижные игры, чередуя их с упражнениями, чтобы потом ребенок комфортно ощущал себя на физкультуре и обладал нужной координацией движений;
  • помните о важности домашних обязанностей – они помогут развить чувство ответственности и привить навык ухаживать за собой. Главное – дать ребенку задание, требующее регулярного исполнения (например, убрать за домашним животным, покормить его, полить цветы). Хорошо, если в 5-6 лет малыш сам чистит зубки, помнит о необходимости умываться, раскладывает по местам одежду и застилает кроватку;
  • сформируйте режим дня – ребенку будет гораздо проще привыкнуть к школе, если он хотя бы за год до этого начнет просыпаться, гулять и питаться согласно режиму. В противном случае у первоклашки возникнут проблемы с подготовкой к урокам или выходом из дому рано утром;
  • обучайте малыша самостоятельности — обязательная предшкольная тренировка включает сборы портфеля (например, это можно делать по списку с изображениями нужных вещей, чтобы превратить скучный процесс в игру). На последнем этапе родитель должен перестать проверять ребенка, чтобы он сам нес ответственность в случае, если забыл положить важную вещь. Кроме того, малыш должен запоминать, где лежат его вещи, пользоваться календарем с днями недели (так он будет понимать расписание уроков и секций на будущий день) и определять время по часам;
  • приучайте кроху заниматься на отведенном для работы месте – за год до школы у него уже должен быть собственный стол для рисования, поделок и, конечно же, учебы. Будущий ученик приучится держать свой стол в порядке, поймет, что уроки нельзя делать на кухне, когда рядом мама готовит обед, а в школе легко привыкнет работать за одной партой с соседом. Обязательно обращайте внимание на то, как сидит ребенок – проще сразу научить его держать осанку, чем потом исправлять последствия.

Примеры упражнений для подготовки к школе

Педагог центра «Менар-Сестрорецк» Кадякова И.Н., поделилась с нами примерами развивающих игр, которые можно использовать при подготовке дома.

Упражнения и задания, лучше подбирать комплексные. Один из примеров — графический диктант. Он выполняется на листке в клетку, на котором ребёнок делает рисунок не отрывая руки, выполняя следующие команды: «одна клетка вниз, две клетки вправо, одна клетка вверх» и далее в том же духе. В результате может получиться как простой узор, так и сложная фигура. Это упражнение развивает навык работы с ручкой, карандашом, пространственное мышление, концентрацию внимания, воображение.

Игра «В гостях у буквы» предназначена для развития речи. Для неё понадобятся только воображение и хорошее настроение. Суть в том, чтобы вспомнить слова, начинающиеся с заданной буквы. Попробуйте вместе с ребенком составить целую историю, где все слова будут начинаться с одной буквы.

Следующее упражнение «Детективы» развивает логическое мышление, для него важно умение устанавливать причинно-следственные связи, замечать и анализировать детали. Основой игры может стать любая сюжетная картинка. Попросите ребёнка рассмотреть изображение и предположить, что было до момента, запечатлённого на картинке, что произойдёт после. Попросите ребёнка обосновать мнение, опираясь на детали картинки.

Главное: какое бы упражнение вы ни выполняли — не забудьте хорошее настроение и положительную мотивацию!

Готовить ребёнка к школе необходимо, чтобы процесс обучения в первом классе не превратился в пытку: дома ли вы будете заниматься или на курсах — выбор за вами.

Первый: посещает ли ребёнок детский сад?

Крайне желательно, чтобы гипердинамический дошкольник посещал какое-нибудь дошкольное заведение. Дом для гипердинамического ребенка тесен, ему нужно общение и другие разнообразные впечатления. Он общителен, легко сходится с детьми и взрослыми, подвижен, необидчив и предприимчив. Он создан для коллектива. Держать его дома после трех лет без крайней необходимости — совершенно неуместно.

Подготовка к школе в 2019 году

— Он у меня такой слабенький, нервный. У него и диатез был, и заикался, и писается он до сих пор иногда. Весь какой-то дерганый. Как поиграет с кем, побесится, так его потом до вечера не успокоишь. Отдашь его в садик — еще хуже будет. Пусть он лучше до школы дома посидит, окрепнет, а потом уж сразу пойдет в первый класс.

Это рассуждение в корне неверно. Дело в том, что поступающий в любое массовое детское учреждение ребенок испытывает три рода стрессов.

Первый — стресс иммунологический. Проще говоря, на него сразу начинают чихать и кашлять столько детей, сколько имеется в группе (классе, школе). Если иммунная система ребенка не слишком сильна (а у детей с ММД чаще всего так и есть), то ей требуется некоторое время, чтобы приспособиться к данной ситуации.

Именно поэтому большая часть детей, впервые попавших в садик или школу, начинает регулярно болеть простудными заболеваниями. В норме приблизительно через полгода ситуация выравнивается — иммунная система приспособилась к имеющимся антигенам. Если ребенка после первой-второй болезни забрали из садика, а на следующий год отдали снова — все повторяется сначала.

Второй стресс — это стресс социальный. Ребенок, который в семье привык быть центром внимания, объектом заботы взрослых людей, вдруг оказывается в ситуации, где с его желаниями не очень-то склонны считаться, где все делается по команде, а другие ребятишки имеют точно такие же права, что и он сам. Если в семье, где растет ребенок, есть другие дети, его братья и сестры, то все это проходит почти безболезненно. Но если ребенок единственный, то он сталкивается с серьезными проблемами.

Кроме того, только «в обществе» можно построить систему социальных ролей. Кто я — лидер или ведомый? Как поступить, если я хочу подружиться с этим мальчиком? Что делать, если эта девочка отобрала мою любимую игрушку? Как привлечь внимание других детей? Как, наоборот, остаться одному, сделать так, чтобы не приставали? Все эти вопросы решаются только в практике ежедневной социальной жизни и никак иначе.

Подготовка к школе в 2019 году

Очень социально интересное место — детсадовский туалет, уменьшенная копия школьного туалета. Здесь решаются очень важные вопросы, назначаются свидания, выясняются отношения. Для мальчика, который не прошел «школу» садиковского туалета, туалет собственно школьный оказывается неожиданным и зачастую весьма неприятным открытием.

Третий стресс — это собственно школьный, учебный стресс, подстерегающий любого первоклассника. Высидеть 45 минут на одном месте, отвечать только по команде (даже если знаешь ответ лучше других), на перемене не бегать, все время следить за учительницей, успевать выполнять задания, да еще все время думать, думать, думать…

Так вот, родители, которые не отдают ребенка в садик, а ждут дома, пока он «окрепнет», обрекают ребенка на весьма непростую ситуацию, когда все три стресса (напомним: иммунологический, социальный и учебный) обрушиваются на него одновременно. И тогда ребенок либо начинает отчаянно болеть, либо однажды утром заявляет: «Я в эту вашу школу больше не пойду!». И что тогда делать родителям?

Так что лучше сразу позаботиться о том, чтобы все эти стрессы были разделены в пространстве и во времени. Если ребенка отдали в садик, и своей долей простудных заболеваний он переболел в пять лет (иммунная система адаптировалась к постоянному «обчихиванию»), социальный статус определился в шесть лет (я — не лидер, но могу успешно развлекать окружающих, не могу отразить прямую атаку, но легко могу переориентировать направленную на меня агрессию — да, да, не удивляйтесь, именно такой сложности социальные задачи решают шестилетние дети), то в семь лет такой ребенок спокойно пойдет в школу и достаточно успешно переживет собственно учебную ситуацию.

Как подготовить ребенка к школе в 2019 году?

Конечно, ответственные родители всегда думают о том, какой способ подготовки даст самый лучший результат. К сожалению, не все обладают навыками учителя и психолога, должным уровнем терпения и даже временем, чтобы посвятить обучению малыша хотя бы пару часов в неделю. Впрочем, несмотря на солидный список необходимых умений, все эти навыки и знания вполне можно привить дома, занимаясь ежедневными делами или гуляя с ребенком. Выбор методики обучения остается за вами, но мы приведем несколько полезных советов.

Дошкольный класс

Для начала обсудим плюсы и минусы, которые есть у посещения дошкольных классов:

  • такая подготовка в значительной степени избавляет от стрессов и способствует адаптации, так как у ребенка есть возможность завести друзей среди будущих одноклассников, освоиться в школьных стенах, привыкнуть к классу и учителям;
  • родители избавлены от необходимости обучать ребенка дома, так что вся ответственность за предшкольное обучение перекладывается на саму школу – программа составлена так, чтобы привить будущим первоклашкам все нужные умения и навыки в поведении, чтении и письме;
  • подготовительные классы особенно важны, если вы будете посещать не обычную среднеобразовательную школу, а специализированный лицей с углубленным изучением математики или иностранных языков;
  • подготовительный класс часто дает не только психологическое преимущество или больше знаний, но и помогает при зачислении учеников в данную школу;
  • к сожалению, хорошие подготовительные курсы при школе нужно еще найти – иногда там просто «натаскивают» детей на верные ответы при прохождении тестирования. Ребенок очень легко будет выполнять тестовые задания при поступлении в школу, но вряд ли поймет, для чего ему нужны эти знания и как ими пользоваться в будущем;
  • большое количество заданий и занятий может привести к стрессу и, наоборот, отвернуть ребенка от школы. Дома же родители могут грамотно регулировать интенсивность обучения, переводя его в игровую форму.

Домашняя подготовка

Если же говорить о домашней подготовке, которая просто необходима тем, кто не посещал детский садик, то вам помогут несколько простых рекомендаций:

  • не нужно гнаться за формальным результатом! Каждый ребенок — индивидуальность. К любому малышу нужен свой подход, даже если вы уже отработали какие-то приемы на старшем ребенке. Не сравнивайте его с другими, чтобы он не ощущал себя менее успешным и полноценным. Главная задача обучения – обеспечить мотивированность, увлечь малыша, сделать учебу удовольствием и жизненной ценностью;
  • не делайте из учебы обязанность – максимальное число заданий можно решать в процессе игры и общения, поэтому нужно постоянно говорить с ребенком, давать ответы на его вопросы, читать ему книжки;
  • учитесь между делом – когда идете за покупками или просто гуляете в парке, можно предлагать ребенку считать лужи, птиц и кошек, называть номера домов, читать вывески, сравнивать величину разных видов транспорта, пересчитывать покупки, объединять их в группы (овощи, молочные продукты, средства для чистки). Ребенок не хочет писать буквы или цифры дома? Он с удовольствием будет это делать на прогулке, если вы найдете кусочек асфальта и возьмете с собой мел;
  • учите малыша рассуждать – обязательно обсуждайте с ним просмотренные мультфильмы или прочитанные сказки, задавайте вопросы, просите пересказать сюжет и пояснить мотивы героев;
  • развивайте моторику и пространственное мышление – можно изучить геометрические фигуры и привить навык работы с разными предметами и материалами, если вместе с малышом разукрашивать картинки, лепить, рисовать, складывать пазлы;
  • прививайте навыки поведения в новых местах – запоминайте вместе дорогу к новой детской площадке, поясняя малышу, где был поворот направо или налево, а сколько кварталов вы прошли прямо. Кроме того, обязательно научите его переходить дорогу на светофоре;
  • не ругайте и не пугайте ребенка в процессе обучения – если малыш будет запуган тем, что в моменты непонимания его ругают, он никогда не научится задавать толковые вопросы. Всегда уточняйте, все ли понятно, помогайте решать проблемы, хвалите ребенка, даже если он забыл стишок или сбился со счета, но не торопитесь с помощью – считать, писать и рисовать за малыша не стоит;
  • обучайтесь, экспериментируя – понятия веса или объема можно пояснять на простых бытовых примерах. Когда вы готовите на кухне, покажите малышу, что сто грамм риса можно рассыпать кучкой, разровнять по поверхности стола или высыпать в банку, а вот яблоко в стакан не поместится, пока его не потрешь или не разрежешь на кусочки;
  • если вы занимаетесь письмом или другим делом, требующим концентрации, выделите на это не больше получаса. Затем переключитесь на другие занятия, чтобы малыш не потерял интерес;
  • наполняйте обучение смыслом – не стоит сразу давать ребенку много новой информации, например, заставляя просто зубрить названия месяцев. Лучше постепенно рассказать о каждом из них, дать ему характеристику, обратить внимание крохи на то, что происходит в природе, какие на этот месяц приходятся праздники и события;
  • помогите ребенку освоить базовые навыки общения – это особенно важно для детей, которые не ходят в детский сад. Малыш должен научиться выслушивать собеседника, не перебивать (даже если он уже готов ответить на вопрос или знает что-то лучше других), слушать и понимать вопросы, а также выучить вежливые формы обращения и слова просьб;
  • адаптируйте ребенка к реальному миру – он должен понимать, что такое улица, город или дом, отличать диких животных от домашних, а автобус от автомобиля. Первоклассник должен осознавать, как выглядит мир, не только по картинкам, поэтому водите его в зоопарк, показывайте разные модели одного вида транспорта, водите по улицам и проспектам города.

Как пройти собеседование в школу?

Подготовка к школе в 2019 году

Самый важный момент при прохождении собеседования — психологическая подготовка. Увы, ребенок может прекрасно читать, писать и считать, но попросту растеряться перед незнакомыми людьми. Да и родителям не помешает настроиться на нужный лад — нередки случаи, когда они сбивают будущего первоклашку с нужной волны своим нервным поведением. Прислушайтесь к советам психологов:

  • обязательно присутствуйте на собеседовании — даже если вы думаете, что малыш справится без вас. Дети редко хотят в школу только потому, что этого хочется им самим – обычно они стараются доставить удовольствие родителям и получить их одобрение. Хорошо, если придут оба родителя – полная семья в этом случае действует успокаивающе;
  • не спешите вмешиваться в ход собеседования – подсказка может только сбить малыша. Он будет волноваться, что делает что-то не так, замкнется и будет просто ждать верного ответа;
  • перед собеседованием стоит немного прогуляться, поговорить на отвлеченные темы, успокоиться – сразу после сна или еды малыш может показать не самые лучшие результаты просто из-за физиологических особенностей организма;
  • расскажите, куда вы идете и что там будете делать. Поиграйте в собеседование дома, разыграв спектакль с игрушками – можно даже выполнять задания, взятые из интернета;
  • пусть ребенок сам выберет себе одежду из предложенных вариантов – красивый костюм или нарядное платьице помогут ему чувствовать себя увереннее.

И не забывайте: ребенка, отвечающего стандартным нормам развития психики и физиологии, в возрасте 7 лет обязательно возьмут в школу по месту прописки без экзаменов и дополнительных собеседований! Если вам отказали в приеме в престижное образовательное учреждение, не стоит ругать малыша и говорить о том, что он не оправдал ваших ожиданий.

Чем хороши курсы дошкольной подготовки и как их выбрать?

Сделать это можно разными путями. Возьму на себя смелость предложить один из самых нераспространенных, но очень эффективных.

— Здравствуйте! Извините, пожалуйста, мой сын в будущем году поступает в первый класс. Возможно, он попадет к вашей учительнице. Чем-то он напоминает вашего мальчика (девочку). Я очень волнуюсь за него. Скажите, как у вас складывались отношения с учительницей эти три года?

Далее возможны варианты. Если вам рассказывают трагическую историю про борьбу за успеваемость, испещренные красным цветом тетради и дневники, про стояние в углах и разносы на родительских собраниях, то, вне зависимости от «официальной» репутации данной учительницы, — вам следует серьезно поразмыслить, прежде чем отдавать своего гипердинамического ребенка к ней в класс.

Если же вам говорят о том, что проблем была масса, но учительница как-то сумела найти к ребенку подход, всегда находила, за что его похвалить, и в результате он и ошибок теперь меньше делает, и внимательнее стал относиться к учебе, и в школу всегда с удовольствием идет — можете не сомневаться: это именно то, что вам надо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Zeleno-Mama.ru
Adblock
detector