Физическая культура в гинекологии и акушерстве

Для занятий физической культурой и спортом

• При гинекологических

заболеваниях существуют зоны

https://www.youtube.com/watch?v=1gsBLw2pxd0

повышенной кожной

чувствительности, так

называемые зоны Захарьина—

Геда, которые


распространяются от X грудного

до IV крестцового сплетения.

Возникновение отраженных болей на

определенных участках кожи при

гинекологических заболеваниях объясняется

• Болевые импульсы, поступающие в

определенный сегмент задних рогов

физическая культура в гинекологии и акушерстве


спинного мозга, образуют очаг

повышенной возбудимости и

распространяются на участки восприятия

болевой чувствительности определенных

сегментов кожи.

• Поэтому в ЦНС направляются


болевые импульсы не только

по нейронам, которые

Физическая культура в гинекологии и акушерстве

соответствуют половым

органам, но и по нервам,

соответствующим

определенному сегменту.

• Боли, исходящие из половых органов,

могут рефлекторно влиять на функции

мочевого пузыря, кишечника, печени,


почек, надпочечников, гипофиза,

сердечно-сосудистой системы и др.

• Продолжительные болевые ощущения

сопровождаются расстройствами

кровообращения, трофики и секреции


половых органов.

В развитии воспалительного

Физическая культура в гинекологии и акушерстве

процесса различают три

• острую,

• под острую

• хроническую.

• При хронических воспалительных

процессах показаны лечебная

физкультура и массаж.

• ЛФК применяется для ликвидации

спаек, воспалений, общего

укрепления организма,

восстановления трудоспособности.

Физические упражнения

• ускорению крово- и лимфотока,

Физическая культура в гинекологии и акушерстве


• ликвидации застойных явлений в

органах брюшной и тазовой

областей,

• усилению метаболизма,

• ускорению репаративной

регенерации тканей.

• ЛГ выполняется в разных исходных

Физическая культура в гинекологии и акушерстве

положениях (лежа, стоя, сидя, на

боку),

• с постепенно увеличивающейся

амплитудой движений, темпом и

частотой выполнения,

Физическая культура в гинекологии и акушерстве

• с включением специальных

упражнений для мышц тазового дна


и брюшной полости.

• Общеразвивающие упражнения

необходимо сочетать с

дыхательными, с изометрическими

и упражнениями на расслабление.


• После ликвидации застойных

явлений, спаек, болей включают

упражнения с гимнастической

палкой, набивными мячами,

гантелями и на тренажерах.

• дозированную ходьбу в сочетании с бегом,

• ходьбу на лыжах,

• греблю,


• игры,

• плавание

• и другие средства физкультуры, учитывая

при этом функциональное состояние

женщины, ее возраст, характер работы и

Физическая культура в гинекологии и акушерстве

течение заболевания.

• ЛГ проводится в виде утренней

гимнастики групповым

методом или индивидуально в


стационаре,

Физическая культура в гинекологии и акушерстве

• после выписки — в

поликлинических и домашних

условиях

• изучает специфические

физиологические и

патологические процессы,


происходящие в организме

женщины во время зачатия,

беременности, родов и в

послеродовом периоде.

• острые заболевания сердечно-сосудистой

системы;

• острые воспалительные заболевания;

• болезни почек и мочевого пузыря (нефрит,

пиелонефрит, нефроз и др.);


• токсикозы беременных;

• кровотечение во время беременности,

• привычные выкидыши и др.

• общеразвивающие,

• дыхательные упражнения,

• упражнения на расслабление.

Физическая культура в гинекологии и акушерстве

• в статическом напряжении,

• с натуживанием,


• задержкой дыхания,

• упражнения с гантелями (с отягощением).

• Предпочтительно выполнять

упражнения в положении лежа,

на четвереньках.


• Большое значение имеет

эмоциональный фактор,

поэтому желательно выполнять

упражнения под музыку.

Старение предотвратить нельзя, но

замедлить темпы можно.


Гиподинамия – форсирует эти

изменения и может привести к

преждевременному старению.

Физические упражнения,

Естественные силы природы,

Закаливание,

Рациональный режим питания,

деятельности и отдыха.

Роль
оздоровительной физкультуры и спорта
в
жизни
инвалидов:

  • ФК
    и
    спорт имеют терапевтическое
    значение.
    Занятия
    оздоровительной ФК и спортом
    представляют
    собой
    естественную форму лечебных упражнений
    и могут
    быть
    успешно использованы в качестве
    дополнения к
    обычным методам физической
    реабилитации. Трудно
    переоценить
    их значение для восстановления сил
    инвалида,
    его
    способности координировать свои
    действия, для
    развития
    скорости и выносливости. Вступая в
    соревнование
    с
    самим собой, чтобы улучшить свою
    работоспособность,
    инвалид
    учится преодолевать усталость —
    основной
    симптом
    в ранних стадиях восстановления.

  • Спорткакотдых
    него психологическое значение.
    Инвалид
    должен рассматривать в каждом случае
    тренировку
    не
    только как мышечную борьбу за
    восстановление силы
    и
    победу, но и как источник радости.
    Значительное
    преимущество
    спорта перед формальными
    физическими
    упражнениями
    состоит в том, что он является
    фактором
    отдыха,
    предлагающего дополнительную мотивацию
    для
    инвалида.
    Спорт восстанавливает образец
    игровой
    деятельности
    и потребность выразить жизненную
    радость
    и удовлетворение, глубоко
    «сидящие» в каждом человеке.

  • Средство
    для социальной реинтеграции ин­
    валидов
    в общество.

Оздоровительная
ФК и спорт должны стать мощным стимулом,
помогающим восстановлению или вообще
уста­новлению
контакта с окружающим миром, и тем самым
облегчить
и ускорить возвращение инвалидов в
общество, признание
их в качестве равноправных граждан.
Действительно, существуют
такие виды спорта и игры, в которых
инвалиды могут
принимать участие вместе со здоровыми
(например, сидя в
креслах-колясках стрелять из лука,
играть в кегли, настольный теннис).

Задача
всего общества — сделать доступными
для инвалидов окружающий
мир, социальные достижения, заботиться
об их здоровье.
Инвалидов нельзя рассматривать как
какую-то обособленную
группу, потребности которой отличаются
от потребностей
остальных членов общества.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

Физическая культура в гинекологии и акушерстве

Введение 5


Краткий исторический очерк развития
лечебной физической

культуры
и спортивной медицины 7

ЧастьІ
ОСНОВЫ
МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

  1. Общая
    характеристика метода лечебной
    физи­
    ческой
    культуры 26

  2. Клинико-физиологическое
    обоснование лечебно­
    го
    применения физических упражнений 27

2.2.1.
Механизмы действия физических упражне­
ний
28

  1. Показания
    и противопоказания к назначению
    ле­
    чебной физической культуры 36

  2. Средства
    лечебной физической культуры 37

  1. Физические
    упражнения 37

  2. Спортивно-прикладные
    упражнения 48

  1. Энергетическая
    характеристика физических
    упражнений 48

  1. Игры
    (игровые упражнения) 50

  2. Естественные
    факторы природы 50

2.5. Формы
и методы лечебной физической культуры 54

  1. Утренняя
    гигиеническая гимнастика 54

  2. Лечебная
    гимнастика 56

  3. Лечебная
    дозированная ходьба 58

  4. Физические
    упражнения в воде 60

  5. Тренажеры 61

  6. Тракционная
    терапия 62

  1. Аутогенная
    тренировка 65

  2. Трудотерапия 70

  3. Двигательные
    режимы 75

2.9. Оценка эффективности применения
лечебной

физической культуры в комплексном
лечении …. 77

  1. Механизмы
    лечебного действия мануальной те­
    рапии
    101

  2. Мануальная
    диагностика 106

  3. Терапевтические приемы 108

  4. Основные
    принципы мобилизационной и мани-
    пуляционной
    техники 117

  5. Сочетание
    мануальной терапии с другими мето­
    дами
    лечения 119

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3


Введение 5

11.1. Предмет и задачи спортивной медицины

• Повышение эмоционального состояния и

общего тонуса.

• Улучшение деятельности СС и дыхательной

систем, ЖКТ, стимуляция обменных

процессов.

Физическая культура в гинекологии и акушерстве

• Уменьшение атрофии мышц, увеличение

подвижности в суставах и позвоночнике.

• Поддержание двигательных качеств,


навыков и умений.

Спортивная
медицина (СМ) является составной частью
лечебно-профилактического
направления системы здравоохранения,
одним
из решающих условий высокой эффективности
физи­ческого
воспитания населения нашей страны.

Осуществление
систематических врачебных наблюдений
за огромным
количеством людей, занимающихся
оздоровительной физкультурой
и спортом, является главной задачей
спортивной медицины.

Цели спортивной
медицины:

  • определение
    состояния здоровья, физического развития
    и
    в
    соответствии с этим рекомендация
    рациональных средств
    и
    методов физического воспитания и
    спортивной трени­
    ровки;

  • организация
    и осуществление регулярного
    врачебного
    наблюдения
    за здоровьем всех лиц,
    занимающихся
    оздоровительной
    физкультурой (ФК) и спортом;

  • определение
    наиболее рациональных санитарно-гигие­
    нических
    условий физического воспитания и
    осуще­
    ствление
    системы мероприятий, направленных на
    устра­
    нение
    факторов, оказывающих неблагоприятное
    воздей­
    ствие
    на человека в процессе занятий
    оздоровительной ФК
    и
    спортом;

  • содействие
    правильному проведению занятий
    оздо­
    ровительной
    ФК и спортом с лицами разного возраста
    и
    пола, различных профессий и с разным
    состоянием здо­
    ровья;

  • содействие
    обеспечению высокой эффективности
    всех
    физкультурно-оздоровительных
    мероприятий;

  • научное
    обоснование средств и методов
    физического
    воспитания;

  • разработка
    новых, наиболее совершенных методов
    врачеб­
    ных
    наблюдений за спортсменами,
    санитарно-гигиени­
    ческих
    исследований, диагностики, лечения и
    предупреж­
    дения предпатологических
    (включая травмы) состояний у
    спортсменов.

Основные разделы
работы по СМ:

  • врачебное
    обследование лиц, занимающихся
    оздорови­
    тельной ФК и спортом;

  • диспансеризация
    ведущих контингентов спортсменов;

  • врачебно-педагогические
    наблюдения;

  • оздоровительные,
    лечебные и профилактические меро­
    приятия;

  • санитарно-гигиенический
    надзор за местами и условиями
    проведения
    спортивных занятий и соревнований;

  • медицинское
    обеспечение спортивных соревнований
    и
    массовых
    видов ФК;

  • профилактика
    спортивного травматизма.

11.2.
Врачебные обследования лиц, занимающихся
физической
культурой и спортом

Цель
врачебного обследования —
допуск к спортивным занятиям,
систематическое
изучение влияния этих занятий на
физическое развитие,
состояние здоровья и функциональное
состояние лиц, занимающихся
оздоровительной ФК и спортом, а также
определение
их тренированности.

Врачебные
наблюдения состоят из первичных,
повторных и дополнительных
врачебных обследований.

Первичные
врачебные обследования проводятся для
всех лиц,
начинающих занятия оздоровительной ФК
и спортом. При этом
определяются состояние здоровья,
физическое развитие и приспособляемость
организма к дозированным физическим
нагрузкам.
Если при обследовании в состоянии
здоровья и физическом
развитии выявляются незначительные
отклонения, то
в занятия ФК и спортом вносятся
ограничения, рекомендуется коррекция
характера и режима спортивной тренировки.

Повторные
врачебные обследования ставят цель —
оп­ределение
влияния регулярных занятий оздоровительной
ФК и спортом
на состояние здоровья, физическое
развитие и функ­циональные
возможности спортсмена. При этих
обследованиях выясняется
также степень сдвигов в функциональном
состоянии

организма
спортсмена в связи с динамикой
тренирован­ности.

Обследования
спортсменов проводятся не реже 1 раза
в год, лиц
среднего и пожилого возраста, занимающихся
оздоро­вительной
ФК, — 2 раза в год. Спортсмены, находящиеся
на диспансерном наблюдении, проходят
регулярные обследования не
менее 4 раз в год.

Дополнительные
врачебные обследования направлены на
решение вопроса о допуске к соревнованиям,
а также к тренировкам
после перенесенных заболеваний (и
травм), длительных
перерывов в занятиях, при явлениях
переутомления, по
рекомендации тренеров или по просьбе
спортсмена. Дополнительные
обследования проводятся также для
спорт­сменов, допущенных к занятиям,
но имеющих отклонения в состоянии
здоровья.

По
результатам обследования врач составляет
заключение, в котором
дает оценку физического развития,
состояния здоровья, функционального
состояния и степени общей тренированности
спортсмена. Всем учащимся определяют
медицинскую группу для
занятий на уроках физического воспитания.
Кроме того, в заключение
врач дает рекомендации по характеру и
режиму тренировки,
вносит ограничения, а в случае
необходимости определяет
лечебно-профилактические мероприятия,
назначает срок
повторного врачебного обследования.

Диспансерный
метод наблюдения за спортсменами
является
активной
формой врачебного наблюдения за
регулярно тре­нирующимися
и выступающими в соревнованиях
спортсменами, которые
ведут круглогодичную тренировку. Этот
метод стал применяться
после организации в стране
врачебно-физкуль-турных
диспансеров (ВФД).

Основные задачи
диспансерного наблюдения:

  • укрепление
    здоровья и улучшение физического
    развития
    спортсменов,
    длительное сохранение их высокой
    спор­
    тивной
    работоспособности;

  • предупреждение
    и выявление ранних признаков
    нарушения
    состояния
    здоровья, переутомления, перетренированности
    и
    перенапряжения;

  • содействие
    повышению спортивного мастерства и
    совер­
    шенствованию
    методики тренировки.


В
основу диспансерного наблюдения
положено динамическое изучение
физического развития и состояния
здоровья, а также воздействия
на организм спортивных занятий и
соревнований.

Врачебно-физкультурная
консультация. Это
форма работы по ВК,
которая используется при обращении
здорового или

больного
человека в ВФД или врачебно-консультативный
пункт, расположенный
в поликлинике. Цель такой консультации
— решение
вопросов, связанных с занятиями
физкультурой и спортом
или использованием их средств для
лечения. При этом может
быть проведено углубленное обследование
с применением функциональных
проб.

Врачебно-педагогические
наблюдения
(ВПН) —
исследования, проводимые
совместно врачом и преподавателем
физического воспитания
(тренером) с целью оценки влияния на
организм занимающегося
физических нагрузок, установления
уровня адаптации
к возрастающим тренировочным нагрузкам.
На основании
данных ВПН
врач
должен оценить степень соот­ветствия
процесса тренировочных занятий принятым
гигие­ническим
и физиологическим нормам.

Физическая культура в гинекологии и акушерстве

В
процессе ВПН используют следующие
методические приемы.

Определение
плотности занятия. Путем
хронометража действий
одного-двух занимающихся определяется
общее время, потраченное
на выполнение упражнений. Плотность
занятий определяется
как соотношение времени, потраченного
на упражнения,
к общему времени занятия (в процентах).
Квалифицированно
проведенное занятие имеет плотность
60— 70%.

Определение
физиологической «кривой» урока. Врач,
присутствуя на
различных этапах тренировки, регистрирует
частоту сердечных сокращений
(ЧСС) или иной физиологический показатель
и строит
график, демонстрирующий его динамику
в процессе физической
нагрузки. Анализируя эту «кривую»,
можно оценить эффективность
вводной части занятия, интенсивность
физи­ческой
нагрузки в его основной части,
продолжительность заключительной
части и степень восстанавливаемости
пульса к концу
занятия.

Оценка
степени утомления. Проводится
по внешним приз­накам
утомления — цвету кожных покровов,
потоотделению, точности
движений и др., а также быстроте
восстановления ис­ходной
ЧСС после окончания занятия.

При
правильно построенном занятии отмечаются
допустимая для
данного контингента возбудимость
пульса, практически

240

9-^150

241

полная
его восстанавливаемость к концу занятия,
средняя степень
утомления занимающихся.

Задачи
ВПН:
изучение
соответствия условий занятий гигиеническим
и физиологическим нормам, определение
воздействия
занятия или соревнования на организм,
анализ уровня
общей подготовленности и специальной
трениро­ванности,
помощь преподавателю (тренеру) в
правильном планировании
занятий в процессе физического воспитания
и в спортивной
тренировке.

Срочный
тренировочный эффект— изменения,
происходящие
в организме непосредственно во время
выполнения
физических упражнений и в ближайший
период отдыха.

Отставленный
тренировочный эффект — изме­нения,
отмеченные в поздних фазах восстановления
(например, на
другой день после занятий или через
несколько дней).

Кумулятивный
тренировочный эффект — изме­нения
в организме, происходящие на протяжении
длительного периода
тренировки, в результате суммирования
срочных и отставленных
эффектов общего числа отдельных
тренировочных занятий.

ВПН
проводятся во время этапных, текущих
и оперативных исследований.

В
этапных комплексных исследованиях,
когда оценивается
кумулятивный тренировочный эффект за
опре­деленный
период, принимают участие педагоги,
врачи и психологи.
Задача врача — оценить изменения в
функциональном состоянии
отдельных систем организма, общую
работо­способность
организма.

Глава 2. Основы лечебной физической культуры 26

повышенной кожной

Геда, которые

сегментов кожи.


соответствующим

половых органов.

• острую,

• под острую

• хроническую.

областей,


боку),

и брюшной полости.

• ходьбу на лыжах,

• греблю,

• игры,

• плавание

стационаре,

https://www.youtube.com/watch?v=O3rps0y0kME

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Zeleno-Mama.ru
Adblock
detector