Дневной стационар женской консультации

Виды специализированной помощи

Специализированная
помощь организуется в крупных ЖК (при
наличии 8 и более акушерско-гинекологических
участков), в специализированных родильных
домах (отделениях), на базах кафедр
образовательных медицинских учреждений
и НИИ акушерско-гинекологического
профиля.

Вопрос об организации
специализированных видов
акушерско-гинекологической помощи
решают местные органы управления
здравоохранением. Посещаемость врачей
акушеров-гинекологов, ведущих
специализированный прием, составляет
примерно 12% от общего объема посещений
врачей акушеров-гинекологов (рис. 2).

Для работы в
специализированных отделениях (кабинетах)
должны привлекаться опытные (стаж работы
не менее 5 лет) врачи акушеры-гинекологи,
прошедшие специальную подготовку.

невынашивание
беременности
патология шейки
матки
женщинам старше
40 лет

Виды специализированной помощи
бесплодие
планирование
семьи

экстрагенитальные
заболевания беременных
гинекологические
заболевания у девочек до 18 лет


Рис. 2. Виды
специализированной акушерско-гинекологической
помощи.

Дневной стационар при поликлинике: режим работы

Приказом Минздравсоцразвития РФ № 543н от 15.05.2012 года установлены основополагающие требования к организации дневных стационаров.

На данный момент действует два документа Минздрава РФ, которые содержат в себе нормы оснащения дневного стационара. При этом они содержат некоторые различия, что затрудняет подготовку отделений к проверкам Росздравнадзора.

Прежде всего, это приказ Минздрава № 923н от 15.11.2012 года – это порядок оказания медпомощи по профилю «Терапия».

Отметим несколько важных тезисов из этого документа:

  1. В документе сказано, что медпомощь по терапии может быть оказана пациентов, в том числе, в условиях дневного стационара.
  2. Высокотехнологическая или специализированная медпомощь по терапии может быть оказана пациентам в обычных и дневных стационарах. При этом помогают больным врачи по соответствующему профилю, используя для этого сложные медтехнологии, специальные лечебно-диагностические методики.
  3. Первичная медико-санитарная помощь пациентам оказывается в соответствии с положениями приказа Минздравсоцразвития РФ № 543н от 15.05.2012 года по территориально-участковому принципу.

Таким образом, терапевтический ДС является отделением медучреждения, и в нем оказываются медуслуги пациентам, которым постоянное наблюдение врача не нужно.

При этом пациентам могут быть оказаны многие медуслуги по профилю «Терапия», за исключением первичной медико-санитарной помощи, которая оказывается только по территориально-участковому принципу в соответствии с приказом 543н.

Поликлинические отделения также организуются по правилам, утвержденным приказом 543н. Это подразделение необходимо для оказания пациентам разных видов первичной медико-санитарной помощи (врачебной, доврачебной, специализированной), а также паллиативной. При этом в состав поликлиники также можно включить дневной стационар.

Оснащать такой ДС нужно в соответствии с требованиями, которые изложены в соответствующих порядках оказания медпомощи.

Таким образом, предмет регулирования приказа 923н и приказа 543н не совпадает. Для оснащения дневного стационара в терапевтическом отделении необходимо руководствоваться положениями специализированного приказа 923н. Второй же документ относится к оснащению дневных стационаров на базе поликлиник.

Положениями двух приказов одновременно стоит пользоваться только в том случае, если дневной стационар одновременно оказывает первичную медико-санитарную помощь и медпомощь по направлению «терапия».

По вопросу оснащения стационаров дневного пребывания при женских консультациях необходимо обратиться к приказу Минздрава РФ № 572н от 01.11.2012 года, который касается правил оказания медпомощи по акушерско-гинекологическому профилю.

В документе приведена рекомендуемая структура женской консультации. В нее следует включать малую операционную и дневной стационар. Рекомендациями оснащения (приложение № 3 к приказу) такая структура также предусмотрена.

Конкретное же решение может принять главный врач медучреждения, руководствуясь практической потребностью в малой операционной и дневном стационаре. В приказе № 543н приведены рекомендации по структуре подразделения.

Так, в него могут входить:

  • санузлы для персонала и пациентов;
  • кабинеты специалистов;
  • пост дежурной медсестры;
  • манипуляционные помещения;
  • санитарная комната;
  • комната медперсонала;
  • палаты руководителя заведующего ДС.

Рекомендуемые стандарты оснащения подразделения подробнее изложены в приложении № 11 приказа 543н.

В дневные стационары при женских консультациях направляются пациенты, которым необходимо ежедневное наблюдение или неложные медицинские процедуры, инвазивные манипуляции, после которых круглосуточно находится в стационаре не нужно.

Также в дневной стационар женской консультации направляются пациентки для продолжения наблюдения после обычного стационара.

Приказом Минздрава РФ № 438 от 09.12.1999 утверждено положение об организации дневного стационара в ЛПУ. В положении указана та отчетно-учетная документация, которая ведется в стационаре.

Кроме того, действующим является еще один документ, которая был утвержден еще приказом Минздрава СССР № 27/14/4-88 от 08.04.1988 года – Инструкция по учету больных стационаров и дневных стационаров.

В этой инструкции приведен исчерпывающий перечень тех документов, которые должны вести специалисты дневных стационаров при медучреждениях.

Согласно инструкции, в стационар передается амбулаторная карта пациента или карта развития ребенка, в которую вносится основная информация о состоянии здоровья пациента.

Также на каждого пациента дневных, обычных или домашних стационаров заводится карта больного дневного стационара. Этот документ необходим для оценки качества лечения пациента в подразделении. В конце года в порядке, установленном главным врачом медучреждения, эта карта может быть приобщена к другим документам пациента или может быть уничтожена.

Несколько учетных форм, которые применяют специалисты дневного стационара, утверждены приказом Минздрава РФ № 413 от 30.12.2002 года:

  • ведомость движения пациентов и коечного фонда по подразделению (форма 016/у-02);
  • листок ежедневного учета движения пациентов и коечного фонда по подразделению (форма 007/у-02);
  • статистическая карточка пациента, выбывшего из подразделения (форма 14-дс).

Необходимо ли в соответствии с требованиями действующего законодательства разрабатывать положение для коек дневного стационара при поликлинике и коек дневного стационара при круглосуточном стационаре?

На данный момент таких требований законодательство не содержит, однако, следует обратить внимание на несколько важных моментов.

Если в подразделение медучреждения происходит расширение коечного фонда, то соответствующие поправки должны быть включены в действующие локальные акты, которые определяют состав коечного фонда, и закрепляющие определенное количество коек за тем или иным подразделением.

Когда в положение о коечном фонде будут вноситься изменения, необходимо указать критерии, по которым распределяются созданные коечные места. Например, 2 койки – круглосуточный стационар, 4 койки – дневной стационар, 2 койки – дневной стационар при поликлинике.

Кроме того, необходимо заполнить учетную форму 007/у-02 по учету движения пациентов и коечного фонда стационарных подразделений, а также форму 007дс/у-02 для поликлинических подразделений.

Также заполняется статистическая форма самого медучреждения — № 1-здрав, которая утверждена приказом Росстата № 266 от 03.06.2016 года.                                             

1.4.1. Обеспечение консультирования и услуг по планированию семьи и профилактике абортов


ЖК наряду с центром
планирования семьи и репродукции (ЦПСиР)
является важным звеном в работе по
профилактике абортов, обеспечению
консультирования по вопросам
репродуктивного здоровья и индивидуального
подбора средств и методов контрацепции.

Работу по вопросам
планирования семьи осуществляют врачи
акушеры-гинекологи и акушерки, имеющие
специальную подготовку. Прием
осуществляется по графику. Время на
прием пациента не ограничивается и
определяется индивидуально в каждом
конкретном случае.

Кабинет по
планированию семьи оснащается аудио-
и видеотехникой, с демонстрацией средств
контрацепции, наглядными пособиями,
печатными информационными материалами
для населения по вопросам планирования
семьи и профилактики абортов.

Результаты
обследования и сведения о назначенном
методе контрацепции заносятся в
«Медицинскую карту амбулаторного
больного». В сложных случаях, требующих
более квалифицированного обследования
и лечения, врач направляет пациенток в
территориальные ЦПСиР.

Работа с молодежью,
представляющей группу риска по
возникновению нежелательной беременности
и инфекций, передаваемых половым путем,
может осуществляться путем выделения
специальных часов на специализированных
приемах в кабинетах планирования семьи.
Врач акушер-гинеколог проводит
образовательные программы с населением
по проблеме планирования семьи и
профилактики абортов, в том числе через
средства массовой информации.

Врачи акушеры-гинекологи
повышают свою квалификацию по вопросам
планирования семьи в ЦПСиР и других
специализированных профильных
учреждениях.

— абсолютное число
абортов, в т.ч. у женщин различных
возрастных групп;


— число абортов на
1000 женщин фертильного возраста;

— число абортов на
100 родившихся живыми и мертвыми;

— число абортов у
первобеременных: абсолютное число и в
процентах к общему числу абортов;

— число криминальных
абортов;

— число самопроизвольных
абортов;

— число женщин,
использующих методы контрацепции на
1000 женщин фертильного возраста, в т.ч.:
гормональные контрацептивы, внутриматочные
средства, медицинская стерилизация.

— число женщин,
умерших после абортов, из них после
начатых и начавшихся вне лечебного
учреждения.

Для оценки
эффективности работы по планированию
семьи наряду с анализом динамики
показателей следует проводить опрос
клиентов об удовлетворенности оказываемой
помощью.

В штаты ЖК
рекомендуется вводить социального
работника, который участвует в работе
по охране репродуктивного здоровья и
планированию семьи. Основной его задачей
является работа с подростками, молодежью
и женщинами социальной группы риска по
предупреждению не планируемой
беременности, инфекций, передаваемых
половым путем.

Блок информации для студентов

Женская консультация
(ЖК) – это лечебно-профилактическое
учреждение (ЛПУ), оказывающее первичную
медико-санитарную (амбулаторную)
акушерско-гинекологическую помощь
женщинам по территориальному принципу.

Родильный дом
(роддом) – это ЛПУ, оказывающее стационарную
акушерско-гинекологическую помощь
женщинам в период беременности, родов,
в послеродовом периоде, медицинскую
помощь новорожденным детям, а также
женщинам с заболеваниями репродуктивной
системы.

Перинатальный
центр (ПЦ) – это ЛПУ,
оказывающее амбулаторную и стационарную
помощь беременным женщинам, роженицам,
родильницам и новорожденным детям.

Диспансеризация
– это осуществление комплекса мероприятий
(активное динамическое наблюдение),
направленных на формирование, сохранение
и укрепление здоровья населения,
предупреждение развития заболеваний
и их осложнений, снижение заболеваемости,
увеличение активного «творческого
долголетия».

Материнская
смертность – это смертность беременных
с любым сроком беременности, рожениц и
родильниц в течение 42 дней после родов
на 100 000 родившихся живыми.

Введение

Отечественная
система охраны здоровья женщин и детей
внесла неоценимый вклад в мировой опыт
организации педиатрической и
акушерско-гинекологической службы
национального здравоохранения (ЗО). В
российской системе ЗО приоритеты в
области охраны материнства и детства
были обозначены еще в 20-е годы прошлого
столетия.

Согласно концепции
охраны репродуктивного здоровья
населения на 2000–2004 гг. задачей организации
медицинской помощи (МП) на современном
этапе является эффективное использование
ресурсов службы ЗО и увеличение качества
медицинских услуг. Решение этой задачи
привело к существенным изменениям в
структуре амбулаторно-поликлинического
и стационарного звена в оказании
акушерско-гинекологической помощи
населению, которое обусловлено снижением
рождаемости, ухудшением репродуктивного
здоровья на фоне увеличения общей
соматической патологии женского
населения.

Итогом реализации
приоритетного национального проекта
«Здоровье» стала программа «Родовой
сертификат», которая направлена на
охрану здоровья женщин и детей, создание
конкурентной среды и внедрение
экономических стимулов для повышения
качества услуг учреждений родовспоможения.
В ходе реализации данной программы
создан механизм заинтересованности
врачей ЖК в регулярном и качественном
наблюдении беременных женщин.

Внедряется новая
форма работы: активный патронаж беременных
на дому. Повысилась эффективность
диагностических и лечебных мероприятий
по профилактике невынашивания
беременности, инфекций, передаваемых
половым путем и ВИЧ. Активизировалась
работа по профилактике абортов и
формированию позитивного настроя на
деторождение. Увеличилось финансирование,
лекарственная обеспеченность в роддоме.

В оказании
амбулаторно-поликлинической
акушерско-гинекологической помощи
ведущую роль играет женская консультация.
Учитывая особое значение ЖК в профилактике
осложнений беременности, родов,
послеродового периода, охране
репродуктивного здоровья женщин, в
целях развития и дальнейшего
совершенствования организации
акушерско-гинекологической помощи, эти
учреждения внесены в номенклатуру
учреждений здравоохранения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Zeleno-Mama.ru
Adblock
detector