Адаптация малыша в детском саду

Адаптация малыша в детском саду: секреты успешного привыкания

В суждениях о том, когда лучше отдавать ребенка в детский сад, ученые и обычные мамы расходятся. По заверениям психологов, стоит подождать до 3 с половиной – 4 лет. Именно в этом возрасте уже формируется самосознание малыша, он умеет общаться, обладает навыками самообслуживания. Однако многие родители, у которых несколько детей и богатый опыт посещения детских садов, утверждают, что менее болезненно адаптация к детскому саду  проходит в 2 года, когда малыш еще не все понимает и принимает новую ситуацию, как данность.

Прежде всего, это соблюдение сходного с детсадовским режима дня. Еще с советских времен сохранился определенный график работы дошкольных учреждений, которого придерживаются многие сады. Ребенка приводят к 8 утра, затем под руководством воспитателя или физкультурного работника проводится утренняя гимнастика (зарядка). В 8.

30 подают завтрак. В промежутке с 9 до 10 часов утра проходят разнообразные занятия по плану воспитателя (по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений и др.). После дети идут на прогулку, где играют на площадке приблизительно до 11.30.

Естественно, что адаптация ребенка не произойдет сразу же, как только вы отдадите его в детский сад, он не включится в такой режим. Тем не менее, малыш должен о нем знать и соблюдать в то время, пока находится в своей группе.

Дома за 3 месяца до предполагаемого начала обучения в дошкольном учреждении будить ребенка следует до 8 утра, кормить завтраком, затем заниматься с ним, читать, рисовать. После этого, идет прогулка. Не следует гулять только на одной и той же площадке. Лучше расширять места прогулок, учить ребенка любоваться природой, ходить в зоопарк, на выставки.

После прогулки ребенка следует покормить обедом. Причем, надо приучать его самого есть ложкой, не отвлекаться, не смотреть во время еды телевизор. В детском саду развлекать его никто не будет, а без этого он может остаться голодным.

Наиболее важным режимным моментом, на который нужно обратить пристальное внимание является дневной сон. Даже если ребенок не спит днем, его следует укладывать на 2 часа в постель, чтобы он просто отдыхал, был менее активен. Пусть малыш выберет себе любимую мягкую игрушку, с которой будет засыпать. Потом ее можно занести в группу. Игрушка станет некой установкой, маркером для сна, благодаря чему адаптация ребенка будет происходить легче.

В рамках подготовки к саду важную роль играют гигиенические навыки и самообслуживание. Прежде чем отдавать ребенка в дошкольное учреждение, его нужно научить пользоваться горшком, мыть руки, надевать одежду и обувь. Понятно, что в 2 года, это еще не у всех детей получается, но дать основу таких умений обязательно нужно. Тогда ребенок будет увереннее воспринимать обучающие воздействия воспитателя, стараться сделать так, как нужно, соответствовать другим детям.

Особая роль в подготовке отводится и умению общаться. Замечено, что сложнее адаптируются к дошкольному учреждению те дети, которые тихие, необщительные, плаксивые и боязливые. Следует учить своего ребенка знакомиться и общаться. Здесь поможет именно пример взрослого, который сначала сам должен знакомить детей, предлагать им поиграть. Затем уже направлять малыша при знакомстве, оказывать помощь лишь по необходимости.

Чтобы дошколенок был максимально готов к переходу на новый социальный этап, взрослым необходимо помочь ему! Для этого надо знать, что должен уметь ребенок перед детским садом. Педагоги напоминают родителям, что основными составляющими готовности дошколят к саду являются психологическая и физическая подготовка.

Позитивный настрой. Положительное отношение крохи к детсаду — один из главных аспектов психологической готовности. Такой настрой надо вырабатывать задолго до того, как родители решатся отдать ребенка в детский сад. По мнению специалистов, дошколенок должен быть уверен в том, что посещение детсада — это не желание близких отправить его в чужие руки, а такая же необходимость, как и у родителей, которые ходят на работу.

Главное — сформировать у крохи важность его действий (семейный девиз: помогаем друг другу!). Осознавая, что он помогает маме и папе, малыш будет положительно настроен на посещение детсада, и период адаптации будет идти менее болезненно. При этом он должен знать, что родители обязательно заберут его домой в определенное время, и они все вместе будут обсуждать интересные события, которые произошли в детском саду.

Важно: правильно подобранные слова и позитивные действия близких окажут неоценимую услугу для малыша в подготовке к детскому саду. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору средств, которые подскажут, как правильно подготовить ребенка к детскому саду! Это могут быть совместные сюжетные игры в детсад, чтение детских книжек на соответствующие темы, рассказы старших ребятишек о веселых событиях в детсаду, восхищение всех близких ребенком, какой он стал большой, постоянные воспоминания мамы и папы о своем детстве.

Мотивация (психологическая готовность выполнять какое-либо действие). Даже в раннем возрасте с крохой необходимо обсуждать, для чего нужно выполнять те или иные действия. В случае с детсадом такая работа будет просто необходима. Родители должны понимать, что ребенку нужно сообщить о переходе в детский сад заблаговременно, а не за день — два до этого события.

Полезно заранее обсудить с малышом, какие интересные дела ожидают его в скором времени, привести в пример знакомых детей, которые уже посещают детсад. Хорошо понаблюдать с малышом за жизнью дошколят — детсадовцев на прогулке, рассмотреть здание, которое будет посещать ребенок. Такими действиями родители могут добиться того, что их чадо заинтересуется садиком, будет с нетерпением ожидать перехода туда.

Каждый день можно обсуждать с ребенком предшествующее событие и представлять, как правильно вести себя, что потребуется от ребенка (умение умываться, одеваться, пользоваться столовыми приборами). С увлечением рассказать малышу, какие интересные игрушки там есть и какие праздники проводятся для дошколят.

Умение общаться. Для быстрого привыкания ребенка к детскому садику полезно будет заблаговременно сформировать у него навыки общения со сверстниками. Уже в раннем возрасте, по мнению специалистов, малыш способен полноценно общаться с другими ребятишками, делиться с ними игрушками, избегать конфликтов.

Для этого необходимо в семье обучить его нормам поведения, принятым в обществе: выполнять режим дня, выслушивать взрослого и выполнять установленные им требования, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за оказанную помощь, самому поспешить на помощь сверстнику, соблюдать дисциплину. Помогут не только беседы, но и встречи с другими ребятками на детских площадках, походы в знакомые семьи с детьми.

Важно: родителям необходимо знать, что неподготовленный к общению ребенок, большую часть времени проводящий с мамой, впоследствии впадает в стрессовое состояние от необходимости вступать в длительный контакт с незнакомыми людьми (воспитателями), выполнять их требования, обращаться к ним с просьбами, ждать от них помощи. Поэтому так важна психологическая готовность ребенка!

Кроме психологической подготовки не менее важной является физическая готовность. Ребенок, идущий в садик, должен быть здоров, так как на ослабленного физически малыша необходимость привыкания к новым условиям может подействовать самым негативным образом. Не секрет, что у детей, вновь поступающих в детский сад, зачастую на фоне стрессового состояния и тесного контакта с другими ребятками резко ослабляется иммунитет, и они начинают часто болеть.

Нередко можно встретить мам, сетующих на то, что идя в садик, ребеночек бесконечно подхватывает простуду. Тогда это уже становится проблемой для родителей, вынужденных вместо освобождения времени для работы или учебы все силы бросать на лечение крохи. Чтобы исключить такую нежелательную ситуацию, полезно заранее укреплять организм ребенка.

Как подготовить иммунитет ребенка к детскому саду? Что можно предпринять дома в целях закаливания ? Существуют довольно эффективные домашние способы:

  • укладывание крохи на дневной сон с приоткрытой фрамугой, если температура воздуха от 0 до минус 10-15 градусов;
  • постепенное снижение температуры воды во время утреннего и вечернего умывания на один градус, так, чтобы малыш привык умываться прохладной водой;
  • приучение к постоянному купанию перед сном и обливание прохладной водой (купание происходит в теплой воде, а обливание проводится прохладной, которая каждые 2-3 дня постепенно понижается на один градус и в итоге составляет 17-18 градусов);
  • в летний период купание в водоемах под присмотром взрослого;
  • ребенок посещает бассейнпосещение бассейна;
  • прогулки в любое время года в соответствующей одежде;
  • солнечные и воздушные ванны;
  • спортивные игры с родителями и сверстниками, катание на санках, лыжах.

Такой долговременный и постоянный процесс закаливания в домашних условиях даст положительные результаты в укреплении иммунитета ребенка и максимальной физической подготовке к детсаду.

Для чего нужны дошкольные заведения

Современные родители конца 20 и начала 21 века практически все вышли из детских садиков и в этом смысле у нас не могло возникнуть каких-то проблем или сложностей – наши родители отдавали нас в обычный детский сад по месту жительства. Ни у кого не возникало никаких вопросов, никаких лишних эмоций по поводу качества, обслуживания, обучения маленьких детей.

В детский сад в то время ходили практически все дети, за редким исключением детишек, которые сидели со своими бабушками и дедушками дома. Кстати, как ни странно, вроде бы все дети этого времени выросли адекватными и разумными, интересными и современными людьми. Конечно, сейчас наши родители или мы сами вряд ли вспомним, плакали ли мы каждое утро перед садиком, болели ли всякими ОРЗ, скандалили или кричали перед походом в детский сад. Всё это было очень давно и слишком далеко.

У современных родителей проблема, как выбрать детский сад стоит гораздо серьёзнее и важнее. Конкуренция делает своё дело и сейчас в одном городе находится такое количество частных, индивидуальных, общественных и государственных детских садов, которого раньше бы хватило на всю страну. Ведь в прежние времена место прописки играло первостепенную роль – в ясли ребёнка отправляют по месту прописки, затем та же история с садиком, затем школа по месту прописки, больница тоже находится по месту прописки и у родителей нет никаких хлопот.

В настоящее время существует множество разных детских садов

Как только ребёнок вырастает из пелёнок, родители рано или поздно спросят себя: “будем ли мы отдавать нашего ребёнка в детский сад?”, “какой детский сад лучше всего выбрать?“, “насколько далеко он будет находиться?”, “какое направление у этого детского сада?“, “сколько денег мы готовы отдавать за хороший детский садик?” Чуть позже родители будут задаваться уже другими вопросами, но пока речь не об этом.

Когда мной писалась эта статья, в ознакомительных целях я прочитал несколько разных форумов, ознакомился с некоторыми другими статьями и обнаружил, что проблема выбора детского сада стоит у большинства родителей очень серьёзно и главной проблемой среди всех является нежелание ходить ребёнка в детский сад.

Адаптация малыша в детском саду

И если изначально родители думают, какой садик лучше выбрать, то потом их главной проблемой становятся сложности с удержанием ребёнка в детском саду. И поверьте, если эти сложности у вас ещё не возникли, значит вы просто не пробовали оставить своего ребёнка в детском саду хотя бы 2-5 раз на целый день.

Первые дни в детском саду

Каких общепринятых действий можно придерживаться к первому посещению детского сада?

Прежде всего, постарайтесь не бросать ребёнка в первые дни посещений на целый день, потому что он этого просто не поймёт. Когда вы оставляете его там одного, без любимой мамы и привычной домашней обстановки, внутренний мир ребёнка рушится и ему нужна обратная связь с мамой, которая проведёт его через этот процесс.

И хотя многие не хотят об этом говорить или не придают этому особого внимания, но родителям стоит обратить внимание на воспитателя, который в дальнейшем будет работать с ребёнком, учить его чему-то и вообще контактировать с ним большую часть времени. Многие родители не задумываются или просто не придают значения характеру воспитателей, с которыми ваш ребёнок будет играть, учиться, кушать и разговаривать.

ПОДРОБНОСТИ:   ДЕТСКИЕ КНИГИ КОТОРЫЕ СТОИТ ПЕРЕЧИТАТЬ ВСЕМ ВЗРОСЛЫМ

Воспитательницы в детских садиках бывают совершенно разными, но определённым набором качеств все же должны обладать. Если вы узнаете от вашего ребёнка какие-то подробности поведения воспитателя, вы смело можете высказывать свои претензии самому воспитателю или администрации садика. Правда претензии детей тоже должны быть обоснованными, поскольку иногда ребёнок может и без повода пожаловаться на кого-либо.

В детских садах бывают ситуации, когда воспитательницы могут кричать на детей, бить их, наказывать или просто не следить за ними и тут родители могут смело переводить ребёнка в другой детский сад, беседовать с администрацией детского сада, вести разговоры с самим воспитателем. Старайтесь как можно меньше держать вашего ребёнка в общении с такими людьми, чтобы негативные эмоции и характер старших не перекладывался на вашего ребёнка.

Адаптация малыша в детском саду

Также обратите внимание на поведение самого ребёнка, который уже ходит в детский сад некоторое время. Если вы заметите, что ребёнку стало не интересно или скучно, то выясните причины и по возможности постарайтесь их изменить в жизни ребёнка. Некоторым детям тяжело слишком рано просыпаться, у некоторых детей в детских садах обстановка совершенно не меняется и у ребёнка пропадает всяческий интерес к посещениям.

Также ваш ребёнок может просто обижаться на кого-то из детей или взрослых в детском саду. В таких случаях нужно стараться в правильной манере пообщаться с ребёнком и прийти к компромиссу. Снова же можно поговорить с заведующей детского сада, а самого ребёнка заинтересовать новыми игрушками, которые он может взять из дома.

Помните о том, что отказаться от детского сада и найти ему какую-то альтернативу вы сможете всегда! Обязательно обращайте на поведение вашего ребёнка и будьте адекватными в своих действиях. Если ребёнок посещает детский сад больше месяца, но совершенно не может к нему привыкнуть, если ваш ребёнок стал весьма агрессивным и психологически нестабильным, если у ребёнка стали проявляться постоянные стрессы, проблемы со сном и питанием, подумайте о прекращении посещений детского сада.

Идеальным вариантом для того, чтобы адаптация ребенка прошла успешно, будет возможность посещения групп кратковременного пребывания. Обычно в них ходят мамы с детьми до 2 лет 2-3 раза в неделю по несколько часов.

Если таких групп в дошкольном учреждении не предусмотрено, то посещение сада следует начинать с нескольких часов: приводить ребенка на прогулку, где всегда интересно, а затем оставлять на обед. Постепенно все больше увеличивать время нахождения ребенка в группе, включать его в разнообразные режимные моменты.

Лучше всего отдавать ребенка в детский сад в конце лета, пока еще не проводятся занятия. Дело в том, что сначала большинство детей плачут, капризничают, скучают по дому. Это нормально, так и должна происходить адаптация детей. В сентябре начинаются занятия, на которых дается важная и нужная информация, а потому ребенок должен быть уже спокоен, подготовлен для получения новых знаний.

В дошкольном учреждении важно провести беседу с воспитателем о своем ребенке, рассказать о его особенностях. Так педагогу будет проще и легче осуществить индивидуальный подход к малышу.

Если ребенок не может оторваться от мамы, у него начинается истерика, лучше, чтобы его приводил в сад другой родственник, например бабушка.

Адаптация малыша в детском саду

В норме процесс адаптации к дошкольному учреждению должен длиться от 2 до 6 месяцев.

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано.

Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!

Проблемы адаптации детей к детскому саду

Если вы уже знаете, какой детский садик вам подходит лучше всего по эстетическим, моральным и финансовым мотивам, наберитесь терпения к периоду адаптации вашего ребёнка, потому что большей проблемы, чем эта, у вас не будет. Для родителей этот период становится настоящим кошмаром и готовиться к нему нужно заранее. Обычно детские психологи разделяют на несколько групп разные типы детей, которых родители отдают в детский садик:

  • дети, у которых начинаются нервно-психологические расстройства и постоянные простудные заболевания после начала посещения садика;
  • дети, которые часто болеют после начала посещения детского сада, но переживающие это без каких-либо сильных психологических отклонений;
  • дети, которые процесс приспособления к детскому саду проходят без каких-либо психологических и физиологических проблем.

Детский садик – это новая жизненная ситуация, в которую попадают дети. Для детишек на первый план здесь выходит общение в группе. Новая обстановка, незнакомые люди — многие малыши проблемно воспринимают это.

Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Причиной детских слёз могут явиться следующие факторы:

  • Страх, связанный с новой обстановкой (дети до 3 лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядышком с мамой. А попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс. Детский сад прививает дисциплину, которой дома до этого ребёнок не придерживался.
  • Переизбыток эмоций. В детсаду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
  • Неспособность себя обслужить.
  • Ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
  • Эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
  • Отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, и такое возможно.
Адаптация малыша в детском саду
Обязательно выясните причину слёз малыша, чтобы избежать психологической травмы
Адаптация малыша в детском саду

Ошибка № 4 — «Быстрые сборы»

Адаптация малыша в детском саду

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением.

Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.

И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще.

Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать.

Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.

Адаптация малыша в детском саду

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке.

Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих!

Одна из распространенных ошибок – обычное отсутствие желания осознавать проблему или неподготовленность к тому, что реакцией ребёнка может быть негатив. Родители могут подумать, что это просто капризы ребёнка, способ привлечь внимание. «Я же ходил – и всё хорошо», — так рассуждают многие, не помня, что сначала тоже подвергались стрессу. Мамы и папы оказываются неготовыми к тому, что ребёнок не слушается, не ест, не спит. От этого частыми бывают ошибки в виде наказания или брани, что только ухудшает положение.

Ещё одна распространённая ошибка — уменьшение внимания родителей, безучастность к делам ребёнка, думая, что в детском саду и так всё нормально, полагаясь на воспитателей. У ребёнка могжет появиться ощущение, что он никому не нужен и брошен. В такой ситуации ребёнок остаётся один на один со стрессом, что может вызвать неоправданную агрессию в попытке постоять за себя, а может наоборот, ребёнок замкнётся, отрешится и станет нервозным.

Как я и говорил, расставание должно проходить с юмором и весело. Иногда мамы пытаются уйти, когда малыш чем-то занят. Закончив свои дела, малыш понимает, что мама ушла, а когда она вернётся, ему неизвестно. Это обстоятельство его сильно пугает, ребёнок думает, что он может хоть когда быть брошен один, а это способно спровоцировать сильную психологическую травму.

Не стоит обещать награду за одно только посещение садика. Далее это может привести к шантажу со стороны ребёнка. Но за отличные поступки в саду или за что-то конкретное рекомендуется хвалить. Также не стоит высказывать своё недовольство о детском саде или воспитателях в присутствии ребёнка — малыш может почувствовать, что садик не такое хорошее место и что там ему может быть плохо.

ПОДРОБНОСТИ:   Локтевой сустав по форме

Запрещается стремительная перемена среды малыша. Адаптация должна быть плавной и обдуманной. Недопустима быстрая смена режима дня и привычек малыша. Все эти обстоятельства могут вызвать те или иные психические нарушения.

  • Не разговаривать при ребёнке о проблемах, связанных с садиком.
  • Только полностью здорового ребёнка нужно отправлять в сад.
  • Не начинать ходить в садик в пик трёхлетнего кризиса.
  • Дома ввести распорядок как при режиме дня в детском саду.
  • Увеличить значимость закаливания.
  • Заблаговременно познакомить ребёнка с детишками и воспитателем садика, в который он пойдёт.
  • Дать крохе положительную установку о детском садике.
  • «Раскрыть секрет» ребёнку о специальных навыках коммуникации.
  • Уже дома нужно научить малыша обслуживать себя.
  • Не пугать ребёнка детским садиком (если ты плохо себя будешь вести, то пойдёшь в садик).
  • Объяснить ребенку, что временная разлука неизбежна только потому, что он стал взрослее.
  • Не демонстрировать своё волнение и беспокойство перед поступлением в сад.
  • Спланировать отпуск таким образом, чтобы в первый месяц хождения в сад вы могли забирать его оттуда пораньше.
  • Постоянно напоминать ребёнку о своей безусловной любви к нему.

Для того чтобы малыш смог успешно влиться в жизнь детского сада, от родителей требуется соблюдение следующих правил:

  • Терпение и ласка. Многие дети на этапе адаптации становятся агрессивными и неуправляемыми. Проявляется и детский негативизм, когда малыш делает все наперекор просьбам взрослого. От родителей требуется понимание того, что ребенку сейчас очень непросто, важно его поддержать, а не наказывать. Лучшей реакцией на капризы малыша будут объятия, ласка, поглаживания. Важно дать понять ребенку, что он по-прежнему нужен и любим.
  • Принятие регресса. Под данным термином понимают «возращение в детство», когда малыш начинает писаться в штанишки, перестает внятно говорить. Все это защитная реакция на неблагоприятные условия среды. За такое поведение нельзя ругать, а стоит позволить ребенку побыть маленьким, опять-таки больше проявлять свою любовь к нему.
  • Закаливание. У большинства родителей присутствует страх того, что как только ребенок пойдет в детский сад, он начнет постоянно болеть. Поэтому перед садиком они всячески утепляют малыша, опасаются любого сквозняка. Иммунитет ребенка от этого страдает. Он действительно начинает болеть, но от того, что становится чувствителен к холоду. Стоит наоборот больше внимания уделить закаливанию. Дома ребенок должен ходить в маечке и трусиках, на улице летом без колготок. Не стоит бояться давать прохладные напитки и фрукты. Все это приучит организм малыша противостоять инфекциям.
  • Ограничение эмоциональной нагрузки. На сложном жизненном этапе обычно не до собраний и многолюдных развлечений. Когда ребенок пошел в сад не стоит устраивать домашние праздники и пиршества. От обилия посторонних людей психика ребенка будет уставать. Лучше в ближайшие месяцы не принимать гостей, не позволять малышу долго смотреть мультфильмы, не включать громкую музыку. Благотворно на эмоциональное состояние будут влиять классические музыкальные произведения, чтение сказок, прогулки на природе.
  • Правильная мотивация. Ребенку необходимо рассказывать о том, какую пользу дает детский сад, говорить о том, что им гордитесь. Каждый шажок к адаптации нужно замечать и хвалить за него: «Сегодня не плакал, сам покушал, играл с детьми, – какой ты молодец!» Кроме того, важно при ребенке не обсуждать воспитателя и дошкольное учреждение в целом. Малыш может воспринять такие взрослые разговоры, как негативные, и отказываться туда ходить.
  • Умение сделать выбор. Бывает и так, что ребенок уже два месяца посещает сад, но улучшений в адаптации не происходит. Он становится все печальнее, агрессивнее и несчастнее. Иногда причина кроется не в самом малыше, а в воспитателе и группе сверстников. Родителям важно понять, почему ребенок не может привыкнуть к саду, а потом, при необходимости, принять решение о переводе в другую группу, сад или вообще пока подержать малыша дома, чтобы он сам «созрел» и попросился в детский сад.

Адаптация – это важный процесс, пережив который, ребенок вырастает над самим собой, развивается в психическом, личностном и нравственном плане. Соблюдая перечисленные советы, можно легко обеспечить быстрое привыкание малыша к новой среде, помочь ему влиться в детский коллектив и занять свое место в системе межличностных взаимоотношений.

Подготовку к детскому саду стоит начать непосредственно с выбора самого дошкольного учреждения и

получения места в садике

. При этом обязательно учитывайте такие моменты:

Почему дети не хотят идти в детский сад?

С чем сталкиваются родители почти всех детей, которые попадают в садик в первый раз? Попробуем перечислить эти “симптомы” и привести конкретные примеры:

  1. Абсолютное нежелание идти в детский сад;
  2. Постоянные страхи и истерики, частые крики и скандалы;
  3. Ребёнок становится плаксивым, замкнутым и раздражительным;
  4. Плохой сон, затруднённое дыхание, ребёнка сложно уложить спать;
  5. Начало постоянных респираторных заболеваний;
  6. Нежелание общаться со своими сверстниками и друзьями;
  7. Отказ от питания;
  8. Частые рвотные рефлексы дома и в детском саду.

Конечно, условия в детском саду сильно отличаются от домашних, но чаще всего в центре проблемы стоит именно мама ребёнка, а точнее её постоянное присутствие в жизни ребёнка. В целом, внимание к персоне ребёнка сильно уменьшается на фоне группы детей, за которыми нужно следить воспитательнице.

Дети часто пугаются новой окружающей среды и такого количества незнакомых детей вокруг, но больше всего их пугает отсутствие любимой мамы, к которой они так привыкают за годы постоянного общения. Чувство защищённости в детском саду, да ещё и при отсутствии мамы, полностью теряется в сознании ребёнка и именно в этот момент у ребёнка начинаются серьёзные психологические проблемы, с которым сталкиваются почти все родители. Для наглядности хочется привести некоторые примеры из реальной жизни родителей.

Как подготовить ребенка к детскому саду: памятка, полезные советы, адаптацияХрящи и суставы перестанут болеть за пару дней!

Смотрите современный метод!

Реальные истории из жизни

И надо отметить, что таких примеров сотни и все они совершенно реальные. Но это не повод отказываться от детского сада и от нового опыта в жизни ребёнка. Обычно адаптационный период в жизни ребёнка нужно сделать максимально безболезненным и эффективным и здесь очень многое ложится на плечи самих родителей.

Обеспечиваем психологический комфорт

Как правило, ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) – это первая ступенька воспитательного процесса в детском саду. Но все же многие родители переступают через нее и решают, что их чаду лучше идти сразу же в младшую группу (с 3 до 4 лет). Но даже если вы хотите, чтобы ваш ребенок посещал ясельную группу, ходить в нее можно в разном возрасте – как в 1,5 годика, так и в 2,5. Согласитесь, по развитию и мышлению дети эти две возрастные категории детей слишком отличаются.

Давайте сначала рассмотрим, как подготовить ребенка к детскому саду в общем, а потом попробуем проанализировать особенности и выбрать оптимальный возраст для начала его посещения.

  • Во-первых, постарайтесь приучить ребенка к графику, по которому проводится воспитательный процесс в саду. Завтракайте, обедайте и ужинайте примерно в то же время, когда детей кормят в садике. Спать укладывайте ребенка в то же время, когда у детей тихий час. В таком случае, вашему малышу будет значительно легче адаптироваться к новому режиму. На самом деле он для него будет привычным, просто перенесенным в новые условия.
  • Во-вторых, давайте больше шансов ребенку быть самостоятельным. Пусть он учится одеваться, обувать тапочки, мыть руки. Дело в том, что какими бы не были хорошими воспитатели, стоить помнить о том, что у них в группе порой не один десяток детей, и они физически не успевают каждому уделять максимум внимания. Будет очень хорошо, если ваш ребенок сможет сам переобуться после прогулки или же даже просто снять с себя шапку.
  • В-третьих, старайтесь развивать речь ребенка, чтобы он мог выразить свои желания. Таким образом, ему будет намного проще говорить воспитателю или няне о том, что он, например, захотел в туалет или попить воды. 
  • Ну и еще один фактор – проводите как можно больше времени со своим чадом среди его сверстников. Это могут быть различные игровые комнаты, детские площадки и т.п. Пусть малыш привыкает к тому, что его окружают такие же дети, и он находится в обществе, а не один. 

Воспитатель занимается с детьми

Кроме того, родителям, которые определяют ребенка в сад, чтобы выйти с декрета на работу, стоит помнить о том, что и вам, и малышу необходим период – приблизительно месяц-два – для привыкания. В редких случаях получается так: утром привели ребенка в сад, а вечером забрали.

Как правило, привыкание ребенка к коллективу и к воспитателям начинается сначала с прогулки или с пребывания в группе в течение минут 20-30, затем время постепенно увеличивают. Вы должны быть готовы к тому, что будете на подхвате у воспитателей в случае незапланированных истерик.

Дело в том, что для того чтобы найти подход к вашему малышу сотрудникам сада необходимо время. Через месяц-два они уже будут знать особенности его характера, темперамента, предпочтения в игрушках и т.п., поэтому смогут самостоятельно справиться со слезами ребенка. 

Дети с тяжелой формой адаптации трудно идут на контакт. Воспитатель может установить контакт только через родителя (бабушку, сестру).Попытки воспитателя заинтересовать его игрушкой имеют кратковременный эффект, или вообще остаются без внимания. Даже с учетом того, что все дети 2 лет играют особняком этот малыш заметнее других одинок и растерян.

В подходе к таким малышам справится только опытный воспитатель путем где-то повышенного внимания, а где-то просто оставив малыша в его «уголке». Таких малышей чаще остальных нужно брать на руки, даря им «оставленное дома» ощущение безопасности и любви ( для скорейшего привыкания к воспитателю). В такой ситуации не обойтись без помощи психолога (они есть в каждом дошкольном учреждении).

Не стесняйтесь поговорить о сложившейся ситуации, если ваш воспитатель сам не проинформировал специалиста. Ребенка забирайте почаще до дневного сна. Пусть врач пропишет комплекс витаминов. Психолог создаст «моделирование» положительной ситуации нахождения карапуза в группе.

Средняя степень адаптации это когда малыш по утрам более- менее спокойно отправляется в свою группу, без регулярных истерик и умоляющего плача. У малыша также есть стресс от разлуки с мамой, но после того, как кроху оставляют в группе он совсем недолго хныкает, грустит время от времени.  Проблемы заключаются в том, что стресс скрытый.

Перемены в его поведении замечают только близкие (стал более «ручным», беспокойно стал спать). При обмене различными бактериями иммунитет не выдерживает двойной нагрузки и малыш болеет. Отличие от тяжелой адаптации и в том, что оказавшись дома карапуз очень быстро идет на поправку, никаких осложнений после болезни нет.

Советы психолога в данной ситуации. Малыша рекомендуется переключать на игрушки,хваля отводить в группу, вовлекать в игры. Родителям рекомендуется почаще вслух хвалить малыша за  то,что он ходит в садик. С восторгом замечать все его достижения.

Хорошим признаком служит то, что после месяца — двух ваше сокровище активно начнет знакомиться с детками, будет инициатором игр (хотя это более характерно для деток после 3 лет).

Легкая адаптация в младшей группе сада характерна для половины малышей. Малыши поначалу активно хотят в сад. Им нравятся новые игрушки. Некоторые плачут утром, но при легкой адаптации дети никогда не закатывают утренних истерик, только хныкание и незначительные капризы (хочу идти в тапочках, возьму железную дорогу, пойду в пижаме). Привыкание к новому укладу жизни наступает примерно через 2-5 недель. Нет болезненности (иммунитет справляется).

адаптация ребенка в группе

В отношении психологов у меня двойственное мнение. Одни из них за мягкость и плавность, другие настаивают на том, что чем больше родитель пытается смягчить процесс адаптации к саду, тем только все усложняет, словно растягивая душевную боль. Нужно ясно дать понять ребенку что будет только так и никак иначе. Болеют все дети, и это нормально.

Я знаю на примере своих знакомых десятки историй того, как какой малыш проходил адаптацию к саду. Анечку я родила в 36, и глядя на поведение малышей практически наперед угадывала, как пройдет у них этот процесс привыкания к садику. Дети, у которых были двоюродные сестры и братья приспосабливаются легче.

Каждое утро она шла в группу с любимой игрушкой (это был розовый фламинго, сейчас переключилась на мишку). Я специально создала вокруг игрушки образ защитника, частичку меня. Когда что-то случалось и мне приходилось её жалеть, то непременно подключалась игрушка (мишка тоже Анечку жалеет, как мама). Одна моя знакомая имела возможность нанимать няню на весь день, но решила, что не будет создавать «тепличные условия» и отвела сыночка в обычный садик, но с бассейном, зарядкой, видеоплеером и прочими бонусами. Адаптация к саду шла печально.

ПОДРОБНОСТИ:   Дмитрий губерниев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

После консультации у детского психолога они нашли выход- диктофон, куда мама записала ему сказки, песенки. В сложные моменты воспитатели включали ему записи. Это спасло ситуацию. Ставлю акцент, что это был именно диктофон, а не смартфон, который бы посадил малышу зрение и облучал бы его, вызвав привыкание. Пришлось бы потом ломать голову как отучить малыша от гаджета.

Другой пример. Малыш тяжело привыкал к яслям, капризничал, плакал, и в итоге его практически силой каждое утро тянули в сад.Нужно отдать должное маме, которая мгновенно приняла правильное решение. Она отправилась на разведку в другой сад. Обратила внимание, что там с детками по утрам делают зарядку, другое питание, воспитатели ближе к 40 годам.

зарядка для облегчения адаптации в ясельной группе

В день перевода в другой сад словно сама судьба подсказала ей, что она поступает правильно. Мамочка услышала разговор молодых воспитательниц о малышах из группы. Сейчас все дети дебильные и истеричные и какой у них каторжный труд. Всех нормальных детей распределили в другие группы оставив им самых сложных и неуправляемых. Случается и такое. К моему сожалению мама при переводе не стала говорить об этом заведующей, когда та допытывалась о причинах перевода.

По словам мамы мальчишку словно подменили. Привыкание к саду проходило прекрасно. Шел с радостью, поскольку понимал, что там будет занята каждая минутка: зарядка, чтение, игры, поделки.

Мои советы , чтоб привыкание к саду протекало легко

  1. Готовьтесь к саду заранее,
  2. Осмотрите цветовую гамму будущей группы, наличие игрушек, книг, теплого покрытия на полу, отсутствие сквозняков,
  3. Дайте малышу в сад любимую игрушку,
  4. Будьте готовы к некоторой акклиматизации, пейте витамины,
  5. Обратите внимание на отношение воспитателей к другим детям,
  6. Фотографируйте сами своего малыша в группе сами, чтобы потом показывать ему по вечерам эти фотографии и общаться вопросами. Какие игрушки ты любишь? Малыш пальчиком покажет. Покажи на какой кроватке ты спишь?  А где ты сидишь за столиком? Твоя кроватка самая хорошая, да?
  7. Устраивайте «каникулы»  от посещений сада, оставляя малыша дома внепланово на день-другой,
  8. Если кроха остается дома (заболел, просто оставили) придерживайтесь режима дня как в ясельной группе,
  9. Всегда будьте на стороне своего малыша. Если адаптация/привыкание идет тяжело слушайте только своё сердце. Никто кроме вас не знает что лучше для вашего карапуза. Одним действительно нужна строгость, другим- мягкость.

Надеюсь, что моя статья о том, как протекает адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе вам поможет. По личному опыту могу сказать, что даже проходив в сад год ребенок будет испытывать голод от общения именно с вами. Делайте выходные максимально насыщенными общением. Как никто другой знаю насколько это сложно. Всего пару дней выходных и нужно многое успеть. Помните, что активное детство ребенка длится с 2 лет до 6. Всего 4 года.

Автор текста и владелица сайта: Наталья Чалая

Изначально нужно выяснить, что конкретно мешает адаптации вашего чада в детском саду. Очевидную проблему довольно просто разрешить. Но случается, что перед вами оказывается целый комплекс замаскированных проблем, с которыми самим не справиться. В такой ситуации будет правильно попросить помощи профессионального психолога.

Нужно понять, какие переживания испытывают дети в процессе адаптации, чтобы нивелировать отрицательные и акцентировать положительные. Из отрицательных эмоций можно выделить страх, гнев и обиду. Из позитивных – радость, удовольствие от новых впечатлений и знакомств, чувство удовлетворения от самостоятельных действий.

Как подготовить ребенка к детскому саду: «подстелим соломки» нашим малышам!

Вашему ребёнку нужно свыкнуться с необходимостью посещать детский сад. А родителям нужно заранее подготовить ребёнка к обстановке детского сада и к новой информации, новым людям, играм и новому питанию. Новую жизнь ребёнка стоит прежде всего начать с уменьшения времени нахождения с мамой. Постепенное уменьшение времени нахождения с мамочкой очень эффективно сказывается на дальнейшей адаптации ребёнка в садике.

К примеру, прогулки по вечерам можно переложить на отца ребёнка. Также можно чаще уходить из дома по своим женским делам, а перед подготовкой к детскому садику оставлять ребёнка у бабушки или с другой няней. Ребёнок должен привыкать к разным лицам и разному к нему отношению, даже если он кажется вам слишком маленьким.

Конечно, как он пройдёт и сколько по времени это будет длиться, зависит от особенностей как самого ребёнка, так и от внешних условий, на которые родители могут благотворно повлиять. Ознакомьтесь с некоторыми рекомендациями, которые могут стать эффективным средством в подготовке вашего ребёнка к детсаду:

  1. Рассказывайте как можно больше разной интересной информации ребёнку о детском саде, чтобы у него сложилось правильное представление о нем. По возможности, сводите его туда заранее, чтобы он хотя бы вкратце ознакомился с обстановкой.
  2. Постарайтесь создать для ребёнка похожий с садиком режим дня. По возможности постарайтесь узнать распорядок дня в садике и такой же распорядок организуйте у себя дома, до поступления в садик.
  3. Начните чаще ходить с ребёнком на детские площадки, в детские парки и развлекательные центры, чтобы ребёнок хотя бы немного привык к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте новых гостей, чтобы у ребёнка перед глазами были разные лица.
  4. Не усложняйте в это время жизнь ребёнку вне детского сада. Если ваш ребёнок уже понимает вас, не давайте ему новых правил и требований по дому – пусть всё остаётся как есть.
  5. Многие детские психологи рекомендуют взять с собой в ясли или детский сад что-нибудь из дома, чтобы ребёнок ощущал в садике частичку дома, например любимую игрушку. Можете ребёнку дать фотографию мамы и папы, чтобы они оставались у него с собой.
  6. Очень важно научиться акцентировать внимание малыша на положительном опыте, который он приобретает, посещая детский сад – его новые друзья, новые способности, новые игрушки. Ребёнок там должен учиться чему-то позитивному.
  7. Не стоит отдавать ребёнка в детский сад сразу после перенесённой болезни. Ребёнок должен набраться сил перед тем, как готовиться к новым адаптационным нагрузкам.
  8. Ребёнок должен все время чувствовать, что вы его любите и поддерживаете во всем. Ему очень нужна ваша любовь и забота, в особенности понимание того, что вы от него не избавляетесь на целый рабочий день, а хотите ему только лучшего. И не нужно ругать детей за слезы в детском саду.
  9. Каждое утро правильный, позитивный настрой мамы должен передаваться ребёнку, чтобы он шёл в детский сад с хорошим настроением. Старайтесь настраивать ребёнка уже с утра на правильную волну.
  10. Здоровье ребёнка в этот период времени должно быть особенно крепким. Многие дети начинают сразу болеть, потому что их иммунитет очень сильно падает во время посещения детского сада. Старайтесь не переохлаждать ребёнка и кормите его полноценным детским питанием, в котором будут все необходимые ему витамины.
  11. Не стоит забывать, что адаптационный период ребёнка может проходить очень сложно, и в определённый момент времени вы можете обратиться к детскому психологу или детскому врачу, которые подскажут правильные варианты решения в вашем конкретном случае. Не пренебрегайте помощью специалистов в этой области, если у вас возникают серьёзные проблемы с ребёнком и детским садом.
Как подготовить ребенка к детскому саду: памятка, полезные советы, адаптацияЗаслуженный врач

Запомните золотое правило:
«Чтобы вылечить суставы и позвоночник дома, хватит двух раз…»

Подробнее»

Закаливание ребенка перед садиком: основные принципы

Мнения специалистов по поводу того, когда всё же лучше отдавать ребёнка в садик сходятся — в три или даже в четыре года. После трёх лет у ребёнка появляется желание активно взаимодействовать с другими детьми. К тому же после трёх лет дети обычно уже начинают лучше говорить, могут учиться договариваться и общаться между собой. Также они уже способны поведать вам о том, как провели свой день, что их огорчало или радовало.

Конечно, у всех людей разные возможности, и не все могут так долго находиться в декрете. Альтернативным вариантом является группа кратковременного пребывания или младшая группа. Такие группы есть почти во всех садах.

Понятие «закаливание» для деток в возрасте 1-3 лет вовсе не обозначает ежедневное обтирание холодной водой. Для таких малышей существует целый ряд других эффективных процедур, которые действительно благоприятно влияют на состояние здоровья в целом.

Например, можно просто укладывать малыша спать днем дома с открытой форточкой при температуре от -15 до 0 градусов. Кроме того, разрешается снижать температуру воды во время утреннего умывания. Только процесс должен быть постепенным. Если ребенок привык к воде температурой 25 градусов, то следующим утром умойте его водой температурой 24 градуса, затем 23 и т.д. Специалисты утверждают, что оптимальное ежедневное снижение температуры воды составляет 1-3 градуса.

Точно также можно проводить закаливание ребенка и во время купания перед сном. Только это совсем не обозначает, что малыш должен все 15 минут плескаться в прохладной воде. Купать его нужно в теплой воде, а вот заканчивать процесс стоит обливанием прохладной водой.

Сначала эта вода должна быть холоднее привычной на 3 градуса, затем на 5. И так стоит довести  снижение до 16-17 градусов. Т.е. купаете ребенка, как обычно, затем обливаете его ковшом прохладной воды и обтираете сухим полотенцем. Если после этого у вас получиться заставить ребенка еще и голышом пробежаться по дому к своей комнате, то это будет вообще замечательно.

Выполнение всех этих рекомендаций значительно повысит опорные свойства организма, и риск заболеть ОРВИ снизится на 50 %, соответственно готовность к посещению детсада повысится. Поэтому обязательно уделите внимание не только эмоциональной подготовке к садику, но и физической. В таком случае адаптация пройдет быстро и незаметно.

Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?

В первую очередь, малыш, отправляющийся с садик, должен быть способен себя обслужить: уметь себя одеть, уметь кушать, ходить на горшок, умываться и вытираться. Само собой, взрослая воспитательница поможет застегнуть пуговицы и завязать шнурки, но не нужно думать, что она будет всегда одевать и кормить с ложечки всех пятнадцать карапузов! Такая задача просто не посильна для воспитательницы.

Нужно подчеркнуть, что 2 года — наиболее благоприятный период, чтобы обучать быть самостоятельным. Необходимо вести занятия с 2-3 лет. Психическое развитие ребёнка в этот период способствует этому. Не зря же говорят, что третий год развития у малыша называется «сам могу!». В это время ребёнка даже не надо просить что-то сделать самому — он только этого и хочет сам, упрямо и бесстрашно настаивая на своём праве сделать дело самостоятельно и получить превеликое удовлетворение от полученного результата.

Зачастую мамам и папам такого ребёнка стоит следить за тем, чтобы самим не помешать его самостоятельности. Наверное, это самое главное в данном процессе! В возрасте трёх лет ребенок становится самостоятельным: ест и пьёт, умывается и чистит зубы, одевается и раздевается, вовремя ходит на горшок. Сейчас он легко убирает игрушки, вытирает тряпкой стол, осторожно складывает одежду.

Вы с трудом верите в это? Но это факт, и более этого: чтобы достичь подобного успеха, вам не нужно прилагать каких-то неимоверных усилий, только одно — не мешайте! Не одёргивайте его за ручки, не следите за каждым его шагом, даже не пробуйте выполнить что-то за него, хотя вам и кажется, что он ещё слишком мал.

Конечно, в жизни это не так уж и легко сделать. Не сразу у него всё станет получаться идеально, будет много проб и ошибок. Самое главное — это терпение. Не каждая мама способна терпеливо наблюдать за многочисленными попытками своего дитя. Но это того стоит, ваше терпение и внимание вам вернутся сполна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Zeleno-Mama.ru