Что такое арт-терапия, и кому поможет лечение искусством

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все методы арт-терапии являются замечательным средством воздействия на многие сферы жизни человека
. Методика помогает не только справиться с личными душевными конфликтами, но и позволяет найти решение самой сложной и запутанной ситуации. Уникальность арт – терапии состоит в многогранности ее воздействия: в процессе сеансов задействованы тактильные, зрительные и слуховые анализаторы.

Статью прочитали:

2 508

Клиентами психологов становятся не только взрослые, но и дети. Восприятие детей является менее логичным, структурированным и сложным. Чтобы помочь ребенку, с ним необходимо говорить на его языке. В этом хорошо помогает арт-терапия для детей, которая имеет множество методов, упражнений и методик. Арт-терапия бывает несколько видов и часто может применяться при решении психологических проблем взрослых.

Теоретические основы

Пациенты, проходящие курсы арт-терапии, рисуют, лепят, слушают музыку, играют на музыкальных инструментах, пишут и читают художественные произведения, танцуют и так далее.

В процессе они учатся получать удовольствие от собственной деятельности, принимать себя и свои недостатки, выплескивать негативные эмоции, что приводит к улучшению их ментального самочувствия.

Что такое арт-терапия, и кому поможет лечение искусством

Арт-терапия считается одним из наиболее эффективных методов лечения психических расстройств. Это направление способно помочь людям любого возраста, даже детям раннего дошкольного возраста, поскольку его легко адаптировать.

В настоящее время существует тенденция к созданию гибких арт-терапевтических систем, которые подойдут для работы с группой людей.

Ранее это направление чаще применялось в индивидуальной работе с пациентом. Его часто применяют для помощи маленьким детям, поскольку их рисунки могут рассказать о самочувствии не меньше, а то и больше, чем их поведение.

Любой вид искусства способен оказать благоприятный эффект на состояние пациентов, поэтому можно не только рисовать или заниматься лепкой из пластилина, но и выжигать по дереву, выкладывать мозаику, заниматься шитьем, вязанием, вышивкой: все зависит лишь от финансовых возможностей пациентов и клиники.

Не нужно путать арт-терапию и занятия творчеством в принципе: арт-терапевтические методы применяются психологом либо психотерапевтом, и именно он следит за тем, чтобы занятия приносили необходимые результаты и имели правильную структуру.

В настоящий момент выделено несколько основных направлений арт-терапии, включая самые известные: изотерапию, музыкотерапию, библиотерапию.

Арт-терапия для детей и взрослых

Что это такое и для чего нужно?

Самыми сложными клиентами психотерапевтов являются дети. Сложность заключается в том, что детям сложно выразить словами и логическими рассуждениями то, что их тревожит, беспокоит, вызывает негодование. Детская психика очень ранимая. Только арт-терапия для детей помогает в выявлении имеющихся проблем и коррекции психического и поведенческого настроя.

Ребенка можно очень легко обидеть, испугать, вызвать в нем стресс или раздражение. Когда родители замечают, что их ребенок ведет себя некорректно и неправильно, а все их меры не дают полезных результатов, тогда эффективной становится арт-терапия. Нравоучения, наставления, нотации и прочие способы родительского воздействия являются пока еще непонятными и недейственными на ребенка.

Самыми главными условиями арт-терапии для детей являются:

  1. Безопасность.
  2. Привлекательность.
  3. Понятность.
  4. Доступность средств.

Чтобы ребенок раскрылся, нужно создать атмосферу, где он будет чувствовать себя легко и свободно. Нередко родители не могут создать такой атмосферы, поскольку не проявляют терпения, оценивают ребенка, говорят, что нельзя и что можно делать. Психотерапевт при проведении арт-терапии не ограничивает ребенка, что позволяет малышу раскрыться и вынести наружу то, что он не может выразить словами.

Самыми используемыми методиками являются:

  • Изотерапия.
  • Песочная терапия.
  • Монотипия.

Песочная терапия хороша тем, что она приятна ребенку, позволяет развивать мелкую моторику, а также самовыражаться. Для этого необходим лишь ящик с песком.

Самым доступным является рисунок, который совершается карандашами на листке бумаги. Поначалу ребенок может рисовать каракули. Но по мере устранения внутренних зажимов он начнет дополнять свой рисунок, создавая определенный сюжет.

Монотипия заключается в образовании пятна на листке бумаги. Это пятно ребенок должен описать и даже дорисовать, если пожелает.

Все методы арт-терапии позволяют ребенку раскрыться, через творчество рассказать о своей проблеме и даже изменить свое отношение к ней, модель поведения или чему-то научиться.

Краски на палитре

Упражнения для детей:

  1. Штрихи. Ребенку предлагается в удобном для него темпе наносить на лист бумаги короткие линии. Это позволяет выплескивать раздражительность и способствует успокоению. Подходит для дошкольников.
  2. Рисование на влажном листе. Ребенок, взяв в руки кисть или губку, наносит на влажный лист бумаги линии, пятна, полосы и все, что захочет, получая возможность наблюдать за тем, как краска красиво растекается. Это активирует его воображение и оказывает расслабляющий эффект. Подходит для дошкольников.
  3. Аппликация на сосуд. Ребенок украшает понравившуюся емкость кусочками бумаги. Можно добавить зерна, бисер, бусины. Подходит только для старших дошкольников и более взрослых детей.

Детям можно предлагать рисовать пальчиковыми красками, использовать акварельные (желательно медовые) краски.

При работе с детьми младше трех лет следует помнить о том, что они могут случайно проглотить мелкие детали (зерна, бусины), засунуть их в уши и нос, поэтому следует максимально ограждать их от занятий, предполагающих взаимодействие с мелкими предметами.

Упражнения для взрослых:

  1. Нарисуйте картину в полной темноте. Это будет удивительный опыт, который наверняка сможет доставить удовольствие. Когда окажетесь в темноте, не торопитесь. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые Вам доступны, и постепенно рисуйте.
  2. Упражнения для детей и взрослых: примеры

  3. Работа с мусором. В столах у многих людей находятся различные ненужные мелочи: скрепки, обрывки бумаги, старые газеты, записки. Вам следует покопаться в закоулках своих ящиков и вытащить оттуда все, что можно обозначить как мусор. После этого осмотрите находки и определите, какие из них кажутся Вам олицетворением прошлого, от которого хочется избавиться. Из отобранных фрагментов составьте коллаж. После его рекомендуется сжечь.
  4. Напишите сказку о герое или героине. Сядьте поудобнее, тщательно все обдумайте и напишите свою сказку о том, как он или она преодолевает трудности и как его/ее жизнь меняется в лучшую сторону.

Арт-терапия позволяет значительно улучшать психическое состояние пациентов, поэтому активно применяется в большинстве развитых стран мира. Чтобы арт-терапевтическое лечение было успешным, следует прислушиваться к рекомендациям психотерапевта и чаще хвалить себя.

Так что же такое арт терапия? В её основе лежит метод сублимации. Сублимацией называется способность перенаправлять свою энергию с одного объекта на другой для снятия внутреннего напряжения.

Дословно «арт-терапия» переводится как «лечение искусством». В каждом человеке есть зачатки творческих способностей, у всех они выражены по-разному. Кто-то неплохо рисует, а кто-то только мечтает научиться этому. Один из несомненных плюсов методики – она применяется по отношению как к взрослым людям, так и к детям.

Для чего нужно обязательно разбираться со своим внутренним дискомфортом? Невысказанные вслух мысли и опасения, непроработанные страхи ведут к тому, что страдает не только наша психика и душа, но и наше тело. Так появляются психосоматические болезни и невротические расстройства. Выплескивая на бумагу весь негатив, который накопился внутри, человек помогает себе очиститься.

ПОДРОБНОСТИ:   Уколы гинекология воспаление лечение

Означает ли это, что метод этой терапии заключается только в рисовании? Вовсе нет. Направлений арт-терапии столько же, сколько существует направлений в искусстве. Основные из них – самостоятельное сочинение кратких произведений в прозе или стихов, танцы, лепка, изготовление кукол и поделок, составление букетов. Даже простое рисование может выполняться в различных техниках. Самые оригинальные из них – рисование солью, мятой бумагой, мыльными пузырями.

Что такое арт-терапия, и кому поможет лечение искусством

Арттерапию нельзя использовать как лечение от серьёзных психических расстройств и заболеваний, но она поможет «вытащить» наружу скрытые страхи и комплексы и достигнуть гармонии и успокоения.

Арт терапия для детей воспринимается малышами как весёлая и увлекательная игра. Психотерапевты, работающие с малолетними пациентами, знают, как важно установить контакт с ребенком и вызвать его доверие. В ходе занятий раскрывается творческий потенциал малыша, развиваются те участки мозга, которые отвечают за креативное мышление.

При работе с детьми помимо рисования могут использоваться такие методы:

  • Игры с песком. Всё, что для них нужно, – это небольшая песочница и игрушки: формочки и лопатки. Дети любят возиться с песком, строить из него различные фигуры и даже небольшие постройки. Это расслабляет их и развивает мелкую моторику рук. Занятия с пескомЗанятия показаны малышам, которые перенесли стресс: потеряли кого-то из близких или друзей, сменили место жительства, перешли в другую школу или детский сад. Также специалисты рекомендуют этот метод детям с лёгкой формой расстройств аутистического спектра. Сейчас в продаже есть кинетический песок – он ещё лучше подходит для подобных занятий.
  • Сказкотерапия. Отлично подходит для детей 3-7 лет. Задача специалиста – совместно с ребёнком придумать небольшую добрую сказу. Для начала малыша просят рассказать о сказочном существе, которое нравится ему больше всего. Затем начинают задавать наводящие вопросы: как оно выглядит, где живёт, с кем дружит, чем любит заниматься. В результате сказкотерапии у ребенка формируются правильные представления о моральных ценностях, взаимоотношениях между людьми.
  • Участие в театральных мини-постановках. Когда ребенок пробует себя в качестве актера, он учится выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой. Примеряя на себя чужие образы, малыши смогут лучше чувства понимать окружающих, у них разовьётся способность сочувствовать и сопереживать.
  • Музыкальная терапия для детей. Музыка оказывает на людей очень большое воздействие – это доказанный факт. Правильно подобранные классические композиции помогут ребёнку расслабиться и снять стресс, успокоить нервную систему. Игра на фортепианоМузыкальную терапию рекомендуют при неврологических расстройствах, плохой успеваемости, задержке речевого развития.  Детям старшего возраста во время сеанса специалист рассказывает о базовых понятиях музыковедения – объясняет, что такое ритм, гармония, знакомит с музыкальными инструментами.

Также с малышами можно лепить, мастерить самодельных кукол, изготавливать поделки из подручных материалов, заниматься пальчиковым рисованием. Всё это – тоже формы «лечения искусством».

Принципы

Принципы, лежащие в основе арт-терапии:

  1. Похвала, одобрение. Теплые и искренние слова способны поддержать мотивацию пациента, дать ему понять, что то, что он делает, важно. Самому больному также стоит учиться хвалить себя, даже если он (отчасти из-за психической болезни) никогда этого не делает. Самопохвала может быть немного отстраненной от темы искусства, к примеру: «Я молодец, потому что заставил себя заняться рисованием, и теперь у меня хорошее настроение».

    Оценочных суждений (плохо-хорошо) нужно максимально избегать как при похвале извне, так и при самопохвале: это может усугубить самочувствие пациентов, заставить их ненавидеть себя и свои способности.

    Примеры похвалы: «Это интересная идея», «Очень красивое сочетание цветов».

  2. Отсутствие образца. Этот принцип отчасти соприкасается с темой оценочных суждений: если есть образец, то он воспринимается как хороший, то, на качество чего нужно равняться.

    Принципы работыИ люди, у которых вышло хуже или не слишком похоже, могут почувствовать себя плохо. Арт-терапия нацелена не на получение наилучших результатов, а на помощь, поэтому эти моменты следует исключить. Психологи предлагают пациентам тему и обычно говорят, что им следует рисовать так, как хочется, исходя из фантазий.

  3. Эмоциональная включенность людей, ведущих занятие. Психологам важно не просто дать тему и замолчать до конца занятия, а наблюдать за процессом, хвалить, беседовать.
  4. Поддержание доброжелательной атмосферы в группе. Должны быть определены правила, которые помогут всем участникам чувствовать себя комфортно.

    Всегда должна быть возможность высказать личное мнение и не получить агрессию, поэтому от переходов на личности важно воздержаться.

  5. Право на ошибку. Психологам важно напоминать пациентам о том, что они могут ошибаться, рисовать, лепить недостаточно хорошо, отвечать невпопад и так далее. Самим пациентам также стоит напоминать об этом как можно чаще.
  6. Внутригрупповые диалоги. Доброжелательные беседы, касающиеся искусства в целом, темы занятия, помогут сплотить пациентов и дадут им возможность чувствовать себя хорошо, защищенно. Каждый желающий всегда должен иметь возможность высказаться.
  7. Ритуалы. В начале и в конце занятия должен проводиться определенный ритуал (одинаковое действие): например, в конце пациенты могут, передавая карандаш друг другу, рассказать о том, что дало им занятие.

Многие люди, имеющие психические заболевания, занимаются самобичеванием: «У меня ничего не получится», «Я бездарность», «Я отвратительно рисую и леплю, поэтому в этом нет смысла».

Это симптом заболевания, который проявляется и в других сферах жизни, поэтому с ним нужно работать.

Психолог должен дать понять каждому пациенту, проходящему курс арт-терапии, что качество несущественно и что смысл арт-терапии в другом: в том, чтобы получить удовольствие, поднять настроение, выплеснуть накопившиеся негативные эмоции.

Арт-терапия может быть не внутригрупповой, а индивидуальной: психолог или психотерапевт дает пациенту задание, и тот выполняет его в кабинете или дома, в комфортной обстановке.

Методики арт-терапии

Что такое арт-терапия, и кому поможет лечение искусством

Все методы арт-терапии направлены на самовыражение и самопознание человеком. Поскольку даже взрослые люди могут не понимать мотивов своих действий, арт-терапия является актуальной и самой доступной формой самопонимания. Здесь нет ограничений, правил и законов. Там, где есть свобода, человек расслабляется, становится самим собой и позволяет выплескивать наружу то, что его волнует.

Методам арт-терапии свойственно две функции:

  1. Воссоздание собственной проблемы, которая причиняет боль, а также рассмотрение ее со стороны, понимание.
  2. Изменение своего отношения к проблеме, нахождение правильных способов ее решения, избавление.

Вспомним самый распространенный вариант решения проблемы – нарисовать ее и разорвать рисунок на мелкие кусочки. Если человек пока не готов к борьбе с собственными страхами или комплексами, то разрывание рисунка с его проблемой может стать первым толчком к исцелению.

Существует большое количество методов арт-терапии:

  1. Рисование.
  2. Лепка.
  3. Вязание.
  4. Резьба по дереву.
  5. Составление музыки.
  6. Оригами.
  7. Танцы.
  8. Пение и т. д.

Любое занятие, которое включает творческое проявление себя, является методом арт-терапии. Все они могут использоваться в двух формах:

  1. Когда терапевт задает тему или сюжет, которого должен придерживаться клиент.
  2. Когда человеку предоставляется полная свобода, где он может делать то, что захочет. В конце обсуждается поделка, которую создал человек, чтобы понять тему и сюжет.

Активно используются мандалы – симметричные окружности с квадратами, линиями, треугольниками и прочими изображениями внутри. Человек выражает свой внутренний мир в круге, который является цикличным.

Разнообразие видов арт-терапии создает большое пространство для выявления, корректировки и закрепления проблемной ситуации. Основными методиками арт-терапии являются активная и пассивная:

  • Пассивная методика арт-терапии заключается в использовании готовых видов искусств: просматривание рисунка, обсуждение сюжета, прослушивание музыки или сказки.
  • Активная методика направлена на создание нового творческого объекта. Человек создает собственное творение, при этом красота и эстетика не оцениваются.
ПОДРОБНОСТИ:   Открытия и изобретения, сделанные женщинами

Арт-терапия может использоваться как индивидуально, так и в групповых занятиях. Например, театральная сцена всегда включает как минимум двоих персонажей. Здесь люди могут проигрывать собственные роли либо становиться теми, с кем у них имеются межличностные проблемы. Проигрывая, можно в любой момент остановиться, подумать, получить совет и попробовать новую модель поведения, которая способна решить проблему.

Методики арт-терапии могут использоваться как отдельно, так и в качестве вспомогательного направления в психотерапии. Данное направление не является панацеей от всех бед и при решении любых проблем, однако она оказывает положительное воздействие.

Главной задачей арт-терапии является сублимация – переход от негативных переживаний к решению проблемы. Создавая творение, человек лишь рассказывает о своей проблеме. Но мало рассказать, необходимо еще что-то с ней сделать. Здесь предлагается сделать свою проблему привлекательной, найти к ней походы. По мере того как человек будет менять свое творчество в более привлекательный вид, он сам будет меняться.

Арт-терапия почти всегда используется при работе с детьми, однако и при коррекции взрослых проблем используются ее методики, поскольку позволяют активировать свою работоспособность и внутренний потенциал.

Методы арт-терапии активно используют современные психологи, особенно те, которые работают с детьми и подростками.

Обычно эта терапия применяется в качестве вспомогательного метода, поскольку большинство психических проблем клиентов требуют комплексного подхода.

Психологи, работающие в учебных заведениях, в особенности в детских садах, могут предлагать детям пройти рисуночные тесты: нарисовать дом, дерево или семью.

После того, как рисунки готовы, психолог собирает их и анализирует: оценивает детали, цвета. Этот арт-терапевтический метод позволяет быстро выявлять отклонения в психическом здоровье и интеллекте детей.

Что такое арт-терапия, и кому поможет лечение искусством

Рисуночные тесты могут применяться не только для обнаружения детей с ментальными проблемами, но и для проверки того, насколько эффективной оказалась психотерапевтическая помощь.

Основные методы арт-терапии: рисование, лепка, музыка, оригами, работа с деревом, камнем, написание текстовых произведений (стихотворения, проза), танцевальное искусство, пение, гончарное искусство.

Наиболее известными методиками и техниками арт-терапии являются:

  1. Методика «Мандала». Мандалы — симметричные изображения, встречающиеся в буддизме, индуизме. Пациенты раскрашивают готовые рисунки мандал и рисуют их самостоятельно. Цвета, которые пациент использовал при работе с мандалой, способны многое рассказать о его психическом самочувствии.
  2. Методики гештальт-терапии. Гештальт-терапия — направление, основой которого является механизм, состоящий из эксперимента и феномена: пациенту предлагают поставить эксперимент и понаблюдать за тем, что будет происходить. Любая реакция на эксперимент непосредственно во время его проведения является феноменом. Арт-терапия является неотъемлемой частью методик гештальт-терапии, поскольку позволяет ставить эксперименты, используя арт-средства.
  3. Методики Евгении Беляковой (артсинтезтерапия, или АСТ). В этом направлении применяются стихосложение, театр, рисование, театральные импровизации, риторика. Основательница направления является руководителем программы по обучению артсинтезтерапевтов. Основная цель методики — научить пациентов высвобождать переживания.

Арт-терапия может использоваться в комплексе с различными психотерапевтическими методиками, такими как когнитивно-бихевиоральная психотерапия, семейная психотерапия, психологическое консультирование.

Арт-терапия, применяемая в рамках психологического консультирования, помогает пациенту глубже погрузиться в проблему, прочувствовать ее и найти выход.

art-terapiya_500x329

Чтобы стать арт-терапевтом, следует либо получить дополнительное образование (повысить квалификацию), либо пройти программу магистратурского уровня.

— Изотерапия– лечение с помощью рисования, изобразительного искусства. Клиенту предлагается воспользоваться кистями и красками, карандашами, иногда – фломастерами, мелками, ручками;

— Мандалотерапия – терапия с использованием мандал. Клиенту предлагают создать мандалу – нарисовать ее, сплести из цветных ниток, создать насыпную с помощью песка и т.д.;

В арт-терапии используются такие методы и художественные средства, как живопись, графика, коллаж и скульптура, музыка, танцы, написание творческих работ, драма-терапия и театральное искусство (экспрессивная арт-терапия). Арт-терапевт обеспечивает комфортное место для творчества пациента и дает тему для работы или поощряет пациента работать произвольно, без конкретного направления.
В процессе творческой работы на основе жизненного опыта или определенных событий пациент глубже осмысливает пережитое и превращает свои мысли на символы и метафоры.
Производя уникальные символы и метафоры, пациент имеет возможность творить образы по собственным моделям, что является важным условием для выздоровления и самоанализа. Пациент — единственный человек, который понимает и может объяснить значение своих символов.
Представление мира собственных переживаний и внутреннего состояния в виде физического объекта позволяет человеку дистанцироваться от собственного опыта, что в свою очередь дает возможность говорить о продукте своей работы. То есть вместо непосредственного обсуждения проблем, что порой трудно дается человеку, с терапевтом можно поговорить о художественнм произведении. Благодаря
методам арт-терапии пациент постепенно осознает проблему, принимает и осмысливает собственное «Я».

Арт-терапия — это не просто раскраски, лепка или прослушивание музыки. Нужен специально обученный арт-терапевт для того, чтобы она имела терапевтический эффект. Его работа заключается в создании уютного пространства для творчества, индивидуальный подбор методов, обратная связь, психодиагностические методики.

Но знакомство с арт-терапией можно начать и с самостоятельного изучения. Например, заняться любым видом творчества. Это уже само по себе улучшит ваше самочувствие, подарит энергию и вдохновение. А в дополнение можно использовать нашу подборку интересных способов для творческого самовыражения с помощью арт-терапии:

  1. Заведите дневник и записывайте туда свои мысли, идеи, пишите списки, благодарности, письма самому себе, стихи, рассказы. Не позволяйте своему внутреннему критику вас сдерживать. Вы пишите для себя, а не для публики.

  2. Возьмите большой лист бумаги и хорошие карандаши. Подберите любимую музыку и рисуйте под нее все, что придет вам в голову. Музыка должна быть максимально близка к вашему нынешнему эмоциональному состоянию.

  3. Создайте коллаж из разных журнальных вырезок, цветной бумаги, фантиков, наклеек. Задайте вопрос, на который вы ищите ответ, и попробуйте ответить на него с помощью коллажа.

  4. Рисуйте необычными способами: левой рукой, с закрытыми глазами, ногой.

  5. Составьте надпись-коллаж: вырежьте разные слова и оформите их во фразу, которая вам близка.

  6. Сочините сказку с главным героем, который похож на вас.

  7. Поставьте на бумаге три пятна любой краской. Когда они высохнут, попробуйте увидеть в каждом пятне какой-то образ и дорисуйте его карандашами.

  8. Рисуйте мандалу: начертите большой круг, внутри него нарисуйте любые пятна, линии, формы. Рисуйте до тех пор, пока не почувствуете, что работа закончена.

Читайте нас в Telegram

Помните, что творчество в любом виде имеет исцеляющий эффект. Арт-терапия помогает включиться в этот творческий поток и найти в себе новые ресурсы, вдохновение, обрести гармонию и отпустить свои страхи.

Позвольте творчеству стать частью вашей жизни и творите с удовольствием!

ПОДРОБНОСТИ:   Пиявки в гинекологии куда ставят и сколько

Арт-терапия предлагает множество методов, которые существуют для психологической коррекции и воздействуют на психоэмоциональное состояние.

Музыкотерапия — лечение музыкойМетодика арт-терапии базируется на тезисе, что каждый раз, когда человек лепит, рисует или пишет, его внутреннее «Я» отражается в этих зрительных образах.

Цели и задачи

— Диагностика. С помощью творчества можно выявить, в чем главные проблемы клиента, на какую сферу ему стоит обратить более пристальное внимание, что происходит с ним на самом деле.

— Коррекция. С помощью средств арт-терапии можно помочь человеку изменить поведение в более конструктивную сторону, исцелиться от страхов, тревог, ограничивающих убеждений, фобий и т.д.

— Развитие. Одна из главных функций арт-терапии – выявление сильных и слабых сторон человека, и их развитие.

— Удовлетворение эстетических потребностей. В ходе арт-терапевтического процесса начинается истинное творчество. Клиенты создают картины, музыку, стихи, даже книги. Что интересно, чаще всего это происходит именно с теми, кто считал себя совершенно «земным», далеким от творчества и вдохновения.

— Психотерапия. И, конечно же, с помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями.

Главные цели и задачи арт-терапии:

  • уменьшение либо устранение патологической симптоматики, включая тревожность, страхи, ненависть к себе, чувство безысходности, раздражительность, психосоматические проявления;
  • выплескивание накопившихся негативных эмоций, снятие психического напряжения;
  • формирование адекватной самооценки;
  • совершенствование коммуникативных навыков, поддержка пациентов, которые за время болезни приобрели ту или иную степень социальной дезинтеграции, из-за которой жизнь в обществе для них затруднена;
  • развитие творческих способностей;
  • борьба с патологическим перфекционизмом, формирование установки о том, что ошибаться нормально;
  • совершенствование когнитивных умений, в особенности внимания.

Арт-терапия также направлена на формирование умения доводить любое дело до конца.

Арт-терапия для детей

Если изучать сферу арт-терапии, то можно отметить, что в ней существует множество упражнений. Она позволяет индивиду невербальными способами рассказать о своих переживаниях и волнениях, а также найти решение своей проблемы. Часто здесь прорабатываются внутренние недостатки:

  1. Устранять негативные качества.
  2. Повышать самооценку.
  3. Объективно анализировать события и идеи.
  4. Строить новый и успешный образ внутреннего «Я».
  5. Понимать собственные чувства.

Каждая сессия состоит из 2 частей:

  1. Творческая деятельность, которая не требует вербального выражения.
  2. Обсуждение того, что сделал человек.

Эффективными упражнениями становятся коллаж и лепка. Коллаж помогает в распознавании собственной проблемы, а потом в пересмотре его составляющих. Вспомним о «Доске желаний», когда человек при помощи картинок формирует собственное будущее, к которому он желает прийти. Это называется самонастроем, чтобы человек заострял свое внимание на желаемом, а не на том, что его расстраивает.

Лепка позволяет слепить собственный страх или проблему, а потом сделать с ней все, что захочется. Хоть это является лишь самовнушением и не влияет на реальное положение дел, психологически человек меняется. Он обретает уверенность в собственных силах, что позволяет ему приступить к решению проблемы, а не продолжать убегать от нее.

Игра на музыкальных инструментах, прослушивание мелодий, постукивания позволяют человеку расслабиться и избавиться от стресса. Театральное проигрывание помогает в наработке специальных моделей поведения, которые решат проблему, что повысит самооценку человека.

Детям нравится сочинять сказки, работать с крупами, рисовать, делать поделки, играть друг с другом. Для взрослых подойдет упражнение «Автопортрет», где человек в свободной форме может выразить на рисунке, как он сам себя видит. Это помогает психотерапевту понять причины его бед и угнетенного состояния, а также неспособности решить имеющиеся проблемы.

Виды и направления

painting-808011_1920_500x387

Основные направления и приемы:

  1. Рисуночная терапия. Это наиболее распространенное терапевтическое направление, поскольку оно наиболее доступно и с его помощью легко найти подход к людям любого возраста. К рисуночной терапии относятся роспись, живопись, ознакомление с рисованными произведениями искусства и их обсуждение.
  2. Библиотерапия. Включает в себя чтение и обсуждение текстовых произведений. Книги подбираются так, чтобы они могли помочь пациенту прочувствовать какие-либо личные переживания.
  3. Сказкотерапия. Разновидность библиотерапии, применяемая в основном для работы с детьми младшего возраста. Однако сложные сказки, мифы, легенды могут подойти и для работы с более взрослыми пациентами.

    Сказки в метафорической форме доносят до читателя важные мысли, которые нужно заметить и проанализировать.

  4. Музыкотерапия. Музыка способна запускать ассоциативные цепочки у пациентов, помогая им раскрыться. Она способна успокоить или, наоборот, мобилизовать, вызвать какие-то переживания, фантазии. В рамках музыкотерапии пациенты не только слушают музыку, но и обсуждают ее, узнают новое.
  5. Танцевально-двигательная терапия. Прекрасно подходит для работы с детьми, большинство из которых крайне активны и с легкостью позволят вовлечь себя в танцы. Движение под музыку позволяет высвободить негативные переживания и получить массу положительных эмоций.
  6. Драматерапия. Это различные драматизации, постановка сценок, пьес, отыгрывание определенных сюжетов.

Также арт-терапия делится на:

  1. Пассивную. Включает в себя только изучение уже готовых произведений искусства — прослушивание музыки, рассматривание картин, скульптур — и последующее обсуждение. Позволяет избавить пациентов от дополнительной тревоги по поводу того, что они сделают некачественную работу.
  2. Активную. Включает непосредственно создание произведений искусства: рисунков, поделок, стихотворений, прозы и так далее.

Для индивидуальной работы наиболее подходят следующие методики: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия. Другие же методики хорошо подходят для групповых занятий.

Итог

Арт-терапия оказывает полезное воздействие на детей и взрослых. Итог работы с профессионалом является избавление от внутренних зажимов (страхов, комплексов), освобождение своего потенциала и обретение уверенности в своих силах. Если речь идет о ребенке, то полезной здесь становится работа с целой семьей, в которой он проводит большую часть своего времени, где и формируется его проблема.

Желание родителей меняться вместе с ребенком дает успешный прогноз его развития. Мамам и папам следует понимать, что в первую очередь все беды берутся в семье в детском возрасте. Поскольку взрослые не всегда обращают внимание на недостаток внимания и любви к своим детям, а также не считают, что они поступают неправильно, то детские проблемы надолго укореняются, зачастую мешая им полноценно жить даже во взрослом возрасте.

art-therapy-230045_1920_500x333

Арт-терапия полезна тем, что в ней отсутствует цензура. Не оценивается красота и эстетика. Важно то, что нарисовано, а не как это красиво сделано. Важно то, что человек желает передать через свое творение, а не то, нравится оно кому-то или нет.

Человек может раскрыть свой потенциал, а психотерапевт обходит тот момент, когда человек может обмануть. Дети понимают творческую деятельность и активно увлекаются ею. Вот почему передавать свой внутренний мир они умеют через рисунки, лепку, музыку, песочные творения и т. д.

Арт-терапия не только выявляет проблемы, но и помогает в их решении. Методов много, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому человеку, который нуждается в психологической помощи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Zeleno-Mama.ru
Adblock
detector