Прокачка тормозов на ВАЗ-2107 с помощником и без

Что собой представляет гиперактивность?

Синдром гиперактивности в разные периоды его исследования связывался с различными проблемами в работе нервной системы. В 60-е годы прошлого века считалось, что это последствие нарушений деятельности головного мозга. Соответственно, специалисты убеждали, что исправить подобное состояние почти невозможно.

Часто детей, у которых хочется найти «кнопку выключения» и «источник бесконечной энергии», называют гиперактивными. Но у болезни имеются определённые симптомы, позволяющие установить, есть ли синдром. Самостоятельно постановкой диагноза заниматься не стоит.

Последствия дурной привычки

Факторов, из-за которых дети начинают курить, много. Но в основе многих из них лежат особенности переходного возраста — неуверенность в себе, нестабильность поведенческих реакций. Среди причин, из-за которых подростки начинают курить, можно выделить основные.

  1. Подростки часто боятся стать в своей компании «белой вороной», и это вынуждает их вести себя в соответствии с принятыми правилами. Даже дети, хорошо знающие о вреде курения, не всегда идут против коллектива.
  2. Детям важно мнение сверстников и более старших друзей. Курение, по их мнению, повышает значимость в коллективе, позволяет выделиться и обратить на себя внимание.
  3. Не в каждой семье складываются доверительные отношения между детьми и родителями. В ситуации, когда подросток остаётся один на один со своими проблемами, употребление алкоголя и сигареты могут стать способом успокоиться и расслабиться.
  4. Дети чаще начинают курить в семье, где родители также подвержены этой вредной привычке. Подражание взрослым родственникам или своим кумирам — ещё один часто встречающийся фактор, из-за которого подростки начинают курить.

Независимо от причины, по которой подросток начинает курить, ему нужна помощь родителей. Избавиться от этой вредной привычки самостоятельно очень сложно, особенно в юном возрасте.

Рассеянность довольно часто наблюдается у детей и иногда становится просто катастрофической. Причины детской рассеянности очень разнообразны: какое-нибудь недомогание, нервозность (повышенная чувствительность, быстрая возбудимость), недостаток витаминов, быстрая утомляемость как результат неорганизованного быта (ребенок поздно ложится, мало спит, мало бывает на воздухе, нерегулярно ест), последствия ранее перенесенной болезни.

trusted-source

Некоторые мамы и папы не задумываются, почему так происходит, почему их малыш не выпускает пальцы изо рта. Многие родители упускают момент, когда ребёнок грызёт ногти. Причины же этого явления могут быть очень серьёзны. Существует даже психологическое заболевание – онхофагия, которое предполагает данную зависимость.

Большая часть причин обретения такой привычки связана с психологическими факторами:

  • Скука. Желание занять чем-то себя или свои руки приводит к тому, что малыш начинает грызть ногти. Может проявляться первоначально на уроках или занятиях, впоследствии перетекая в другие сферы жизни.
  • Страх и неуверенность. Пытаясь побороть эти чувства, ребёнок ищет способы гашения своего нервного состояния и находит их в этой привычке.
  • Внутренняя агрессия, связанная с низкой самооценкой. В этом случае, если ребёнок грызёт ногти, он хочет отчасти причинить себе боль и замотивировать на изменение ситуации.
  • Копирование привычек. Если кто-то из старших братьев и сестёр, взрослых, знакомых детей имеет подобную привычку, малыш склонен её копировать. Это происходит автоматически.
  • Состояние стресса. Ссоры родителей, проблемы общения со сверстниками и многие другие причины способы приводить к депрессивным состояниям, когда ребёнок начинает кусать руки и пальцы, стремясь снять тревожность.

Почему ещё дети грызут ногти? Причиной негативного явления может быть и желание убрать то, что мешает, цепляется за одежду или предметы. Такая ситуация характерна для детей с ломкими ногтями. Что делать, если ребёнок грызёт ногти по этой причине? Укреплять их. Способов много, но лучше добиваться долговременного эффекта.

Некоторые специалисты полагают, что источником образования проблемы служит желание защититься от факторов внешней среды. Возможно, ребёнок подвергается агрессии со стороны сверстников, соседей, учителей или других родственников.

Если не бороться с таким поведением ребёнка, можно получить серьёзные осложнения. Среди распространённых последствий:

  • повышение риска приобретения заболеваний кишечного тракта, вызванных глистами или другими вредителями;
  • воспаление кожных покровов в области ногтя;
  • попадание инфекции в открытые раны, способное привести даже к заражению крови;
  • ухудшение состояния ногтевых пластин;
  • повышается вероятность того, что зона ногтевой пластины уменьшится.

Эстетическая непривлекательность ногтей не вызывает сомнений. Если на руках будут видны последствия вредной привычки, значит, появляется повод для насмешек со стороны сверстников. Если источником обретения такой манеры является нервозность и стресс, то нападки других только усугубят ситуацию.

Каждый родитель хочет понимать, что сделать, чтобы заболевание у детей не проявлялось. Диагноз «Гиперактивный ребёнок» чаще всего является результатом неблагоприятного течения беременности или сложных родов. В процессе диагностики врач обычно интересуется:

  • Насколько длительным был токсикоз.
  • Наблюдалось ли повышенное давление во время беременности. Если да, то как часто, не были ли роды вызваны гестозом.
  • Не было ли факта установки асфиксии у малыша в конце беременности или во время родов. Если эта проблема возникала, риск приобретения заболевания повышается в три раза.
  • Курит ли мама.
  • Не выполняла ли женщина тяжёлую работу во время беременности, особенно на поздних сроках.
  • Какие сложности были во время родов. Если они прошли очень быстро и почти незаметно для женщины, то вероятность приобретения синдрома остается высокой.

мама с ребенком

Иногда синдром становится последствием травм, полученных в течение младенческого возраста. Тяжёлые заболевания в первый год жизни относятся к провоцирующим факторам. Если были такие ситуации, о них следует рассказать врачу.

Если гиперактивный ребёнок очень трудно справляется с тем, что ему положено делать по возрасту, демонстрирует вспышки ярости, гнева и может причинить себе вред, врач назначит медикаментозное лечение. В остальных случаях основные обязанности по коррекции состояния малыша ложатся на плечи родителей.

Психолог будет дополнительно наблюдать за поведением крохи. Если в детском саду есть такой специалист, он возьмёт его на контроль и будет проводить дополнительные занятия. Если в семье гиперактивный ребёнок, что делать в этом случае? Главные принципы поведения должны знать и взрослые, и другие дети.

Основные правила звучат так:

  • Ставьте перед ребёнком чёткие задачи и контролируйте их выполнение. Задания не должны иметь длительный период действия, чтобы малышу было проще сосредоточить своё внимание.
  • Организовать режим дня крохи. Если будет одно и то же время отхода ко сну, подъёма и других действий, ему станет проще справляться с ними, и он гарантированно выспится.
  • Создать комфортные условия для малыша. Для этого нужно меньше использовать в интерьере ярких красок, не загромождать комнату предметами и игрушками. На территории малыша не должно быть плакатов, большого количества фотографий, телевизора.
  • Больше проявлять внимания к ребёнку. Совместные игры, чтение книг, обсуждение событий дня и другие варианты общения способствуют коррекции состояния малыша.
  • Не проявлять агрессию в общении с малышом. Динамичные дети являются серьёзным испытанием для нервной системы родителей. Несмотря на желание ввести жёсткие запреты, прикрикнуть на малыша, с этими порывами придётся распрощаться. Общение с ним должно проходить в дружелюбной манере, даже если малыш проявляет агрессию.
  • Не использовать большое количество сильных раздражителей в течение дня. Количество посещаемых аттракционов следует дозировать, ограничивать число новых знакомств и т. д.

Когда чрезмерная активность является не индивидуальной особенностью ребёнка, нужно быть готовым к тому, какие последствия вызовет синдром, не скорректированный вовремя:

  • У малыша появятся проблемы в общении со сверстниками, он с трудом будет коммуницировать и заводить друзей.
  • В детском саду и школе будет отставание в учебном процессе. Обычно такие дети с трудом усваивают материал, хуже читают и некрасиво пишут.
  • Излишние проявления агрессии могут провоцировать на аналогичную реакцию, что чревато травмами или дополнительными разбирательствами с другими родителями и детьми.
  • Желая обратить на себя внимание, ребёнок старается спровоцировать родителей или взрослых на действия. Значит, он может делать что-то во вред, перестать слушаться и т. д.

Синдром гиперактивности не является поводом для того, чтобы родители оберегали малыша от общения с другими детьми. Не стоит его лишать социализации. Иначе ему трудно будет адаптироваться в школе. В случае выявления отклонения уже после 5 лет шансы на коррекцию тоже высокие. В этом возрасте дети имеют более развитое мышление, что позволяет использовать широкий спектр игр и инструментов при проведении разрешающих проблему занятий.

Признаки гиперактивности

Какие симптомы могут свидетельствовать о том, что у малыша существуют неврологические отклонения?

  • Эмоциональная нестабильность или частые смены настроения без причин.
  • Трудности в организации самостоятельной деятельности.
  • Забывчивость.
  • Склонность к потере вещей.
  • Беспокойство.
  • Неусидчивость.
  • Неспособность какое-то время заниматься одним делом (временные нормы определяются в соответствии с возрастом).
  • Нарушения сна.
  • Задержка речевого развития.
  • Плохое послушание или неумение организовать деятельность по правилам.

Гиперактивные дети часто плачут без причины и способны закатывать истерики. В отличие от малышей, которые демонстрируют такое поведение лишь в определённые этапы своего развития, крохи с нарушениями делают это постоянно.

Даже если приведённые симптомы не являются следствием заболевания, полезно обратиться к специалисту, чтобы скорректировать их. Это позволит улучшить психическое состояние ребёнка и помочь ему в развитии.

Как вести борьбу?

Прежде чем выбрать способ, как отучить ребёнка грызть ногти, сначала нужно разобраться в причинах. Если в процессе наблюдения за поведением малыша и в разговорах с ним, родители или опекуны не в состоянии её выявить, стоит обратиться к психологу.

После того, как определена причина, нужно сделать всё для её устранения. Если это всего лишь подражание поведению других людей, нужно избавиться от привычки всем окружающим.

Если же малыш находиться в состоянии стресса, то следует наладить психологическую атмосферу вокруг него, используя:

  • беседы;
  • переключение внимания на другие задачи;
  • увеличение времени отдыха;
  • использование рукоделия;
  • приучение к новому хобби;
  • приобретение поощряющих новое поведение игр и подарков.

Если родители начнут больше обнимать ребёнка и говорить ему о своей любви, это тоже даст хорошие терапевтические результаты.

Малышу обязательно нужно объяснить, почему подобное поведение вредно и каковы возможные последствия. При этом задачей является не напугать, а именно разъяснить.

Хорошо помогает в борьбе использование мелких игрушек, мячиков, шариков йо-йо, чёток. Правда, есть вероятность, что у детей впоследствии сформируется привычка постоянно что-то держать в руках. Если ребёнок посещает школу, то на уроках ему может быть запрещено использовать подобные предметы.

Ни в коем случае нельзя ругать и оскорблять детей, которые приобрели некрасивую привычку. Это снизит их самооценку, повысит уровень тревожности, что приведёт к обратному результату или серьёзному психологическому расстройству.

Как устанавливают диагноз?

Врач, перед которым поставлена задача проверить симптомы на их отношение к диагнозу СДВГ, будет действовать следующим образом:

  • соберёт субъективную информацию, в т. ч. семейный анамнез;
  • определит предрасположенность к заболеванию с учётом информации о беременности, родах и первом годе жизни малыша;
  • для детей старше 5 лет проведёт психологическое тестирование;
  • назначит МРТ головного мозга или электроэнцефалограмму, которые могут потревожить малыша, но не причинят ему никакого вреда.

Если по совокупности разных факторов синдром выявляется, врач в соответствии со степенью тяжести заболевания назначает лечение.

Проводить обследование должен невролог. Психолог может лишь принять решение о том, чтобы направить к другому специалисту для более тщательной диагностики, если вскрыты симптомы заболевания.

Непсихостимулирующие средства, применяемые при дефиците внимания с гиперактивностью

Примерно у 25-30% больных с дефицитом внимания с гиперактивностью психостимуляторы оказываются недостаточно эффективными. У этих больных можно добиться успеха с помощью других средств, которые назначают в качестве монотерапии или добавляют к психостимуляторам для усиления их эффекта. В настоящее время нет достаточных данных для выделения отдельных вариантов дефицита внимания с гиперактивностью, имеющих различную этиологию и по-разному реагирующих на лечение психостимулирующими, непсихостимулирующими средствами или их комбинацией.

К непсихостимулирующим средствам, используемым при дефиците внимания с гиперактивностью, относятся атипичный антидепрессант бупропион, агонисты адренорецепторов клонидин и гуанфацин, трициклические антидепрессанты (например, нортриптилин), нормотимические средства (например, вальпроевая кислота), а также нейролептики нового поколения (например, рисперидон).

По мнению специалистов Американской медицинской ассоциации, применение непсихостимулирующих средств по показаниям, не утвержденным официально, возможно в том случае, «если это применение основывается на рациональной научной теории, экспертной оценке или данных контролируемых клинических испытаний». И далее говорится, что, «как показывает опыт, официальное подтверждение показаний отстает от новых научных знаний и публикаций».

Бупропион — антидепрессант, относящийся к классу аминокетонов. По некоторым данным, бупропион эффективен у детей и подростков с дефицитом внимания с гиперактивностью. В одном из исследований установлено, что он также улучшает когнитивные функции у этих больных. Показано, что бупропион особенно эффективен в тех случаях, когда дефицит внимания с гиперактивностью сопровождается выраженными проявлениями расстройства поведения.

Но наиболее серьезный побочный эффект бупропиона — эпилептические припадки. Они возникают у 0,4% взрослых больных, принимающих препарат в дозе до 450 мг/сут. При увеличении дозы их вероятность возрастает. Риск припадков выше у больных с коморбидными расстройствами пищевого поведения. Для уменьшения вероятности развития припадков рекомендуют принимать суточную дозу в несколько приемов.

Возможно, иго риск припадков выше и у детей с задержкой развития, однако это предположение не подтверждено данными исследований. Показано, что бупропион усиливает тики у детей с дефицитом внимания с гиперактивностью и синдромом Туретта и, следовательно, относительно противопоказан при этом состоянии.

Накоплен большой опыт применения трициклических антидепрессантов (ТЦА) при дефиците внимания с гиперактивностью. По некоторым данным, эффективность дезипрамина при дефиците внимания с гиперактивностью достигает 70%. До недавнего времени антидепрессанты чаще всего рассматривались как препараты второго ряда для лечения дефицита внимания с гиперактивностью.

Но в последние годы многие врачи стали реже назначать антидепрессанты — после серии сообщений о возможном кардиотоксическом эффекте препаратов (особенно частом в предпубертатном возрасте) и осложнениях, связанных с передозировкой. Многие ТЦА способны уменьшать гиперактивность, импульсивность и улучшать настроение у больных дефицитом внимания с гиперактивностью.

Как быть с медлительным ребенком

Как правило, у ТЦА относительно длительный период полуэлиминации, что избавляет от необходимости принимать препарат в школе. Поведение после школы и в вечернее время на фоне лечения ТЦА улучшается обычно в большей степени, чем при применении психостимуляторов. Действие ТЦА при дефиците внимания с гиперактивностью, по-видимому, не связано с их антидепрессивным эффектом.

Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), к которым относятся флуоксетин, сертралин, пароксетин, флувоксамин, циталопрам, в настоящее время назначаются чаще, чем ТЦА. поскольку они значительно более безопасны. Они оказывают минимальное влияние на сердечно-сосудистую систему и не столь опасны при передозировке.

Опыт применения этих средств, в целом, невелик, однако имеются сообщения о положительных результатах лечения флуоксетином детей и подростков, страдающих дефицитом внимания с гиперактивностью с коморбидными расстройствами или без них. Необходимы дополнительные исследования, чтобы сравнить эффективность СИОЗС с эффективностью ТЦА и бупропиона при дефиците внимания с гиперактивностью.

Агонисты альфа2-адренорецепторов клонидин и гуанфацин нередко используются для лечения дефицита внимания с гиперактивностью. Их эффективность в качестве монотерапии пока недостаточно изучена, но в комбинации с психостимуляторами они, по имеющимся данным, уменьшают гиперактивность, возбуждение и могут быть полезны у детей с тиками.

Клонидин — гипотензивный препарат, действие которого обусловлено стимуляцией пресинаптических альфа2-адренорецепторов и торможением высвобождения норадреналина. У детей с дефицитом внимания с гиперактивностью клонидин улучшает переносимость фрустрации, ориентацию в заданиях, ослабляет гипервозбудимость.

Особенно хороший эффект отмечается в тех случаях, когда симптомы появляются в раннем возрасте: наблюдаются такие проявления, как гипервозбудимость, гиперактивность, импульсивность, расторможенность, которые сопровождаются нарушением признанных норм поведения и негативизмом. В то же время клонидин мало влияет на нарушения внимания и не столь полезен при дефиците внимания с гиперактивностью без гиперактивности.

Клонидин выпускают и в форме пластырей для накожного применения. В одном из исследований показано, что при переходе с перорального введения на трансдермальное суточная доза клонидина должна быть увеличена на треть. Примерно у половины больных эффективность пластыря снижается после 5 дней его ношения.

вредная привычка у ребенка

Это, вероятно, связано с более низким периодом полуэлиминации у детей (4-6 ч) и подростков (8-12 ч); у взрослых он составляет 12-16 ч. Существенное клиническое улучшение при применении клонидина наступает не ранее, чем через месяц. Клонидин у детей с дефицитом внимания с гиперактивностью может оставаться эффективным на протяжении 5 лет.

Наиболее частым побочным эффектом клонидина является сонливость. Обычно она возникает через 1 ч после приема препарата и сохраняется в течение 30-60 мин Как правило, после 3 недель лечения развивается толерантность к седативному эффекту. При применении указанных доз среднее артериальное давление снижается примерно на 10%.

Примерно у 5% детей и подростков при приеме препарата возникают симптомы депрессии. Данное осложнение чаще встречается при наличии в семейном анамнезе случаев аффективных расстройств, поэтому у этой категории больных не рекомендуется назначать данный препарат. Дефицит внимания с гиперактивностью выявляют примерно у 50% больных с синдромом Туретта, причем у 20-50% из них прием психостимуляторов приводит к усилению тиков.

Hunt et al. (1990) сообщил об использовании комбинации клонидина и метилфенидата у детей с дефицитом внимания с гиперактивностью, сочетающимся с расстройством поведения и опозиционным вызывающим расстройством (ОВР), у которых отмечались нарушение общепризнанных норм поведения, негативизм, выраженная гипервозбудимость и отвлекаемость.

Гуанфацин также применяется в лечении детей и подростков с дефицитом внимания с гиперактивностью, особенно при его сочетании с тиками. Как и клонидин, гуанфацин стимулирует альфа2-адренорецепторы и вызывает гипотензивный эффект, но отличается от него более селективным действием. В отличие от клонидина, гуанфацин в большей степени действует не на пресинаптические, а на постсинаптические альфа2-адренорецепторы в префронтальной коре.

В открытом исследовании у 10 больных с дефицитом внимания с гиперактивностью и синдромом Туретта эффективная доза гуанфацина колебалась от 0,75 до 3 мг/сут, при этом оптимальная суточная доза для большинства больных составила 1,5 мг. Хотя в целом по группе не отмечено значительного уменьшения симптомов дефицита внимания с гиперактивностью, у трех больных наблюдалось умеренное улучшение, а у 1 — значительное.

Выраженность тиков в целом по группе достоверно снизилась. Наиболее частыми побочными эффектами были сонливость, головная боль, инсомния, головокружение, однако все они регрессировали в течение 3-4 дней. Гуанфацин может быть особенно полезен у детей и подростков, одновременно страдающих дефицитом внимания с гиперактивностью и хроническими тиками.

Нейролептики

Психотерапевтические приёмы

Психологи советуют работать над развитием внимания малыша. Гиперактивные дети должны больше выполнять упражнений, которые помогают им сосредоточиться на нескольких объектах.

Чтобы ребёнок стал более спокойным, можно использовать:

  • классическую или спокойную музыку, где нет драматизма;
  • большое количество прикосновений, которые будут демонстрировать любовь к малышу;
  • игры в тишину;
  • переключение внимания в случае начинающейся истерики;
  • использование в пище компонентов, способных успокаивать перед сном (например, мёд с водой на ночь);
  • водные игры или плавание;
  • песочные игры;
  • прививание интереса к творчеству или хобби, чтобы кроха свою чрезмерную энергию направлял в полезное русло (синдром хорошо корректируется, когда дети посещают спортивные секции).

Разговоры негромким голосом способны также обеспечить эффект успокоения перевозбуждённого малыша, имеющего такой синдром.

В случае серьёзных неврологических нарушений врач будет рекомендовать слабые или сильные препараты для снятия симптомов. Курс лечения назначается специалистом. Обязательно в приёмах препаратов должны быть перерывы, чтобы не загасить природную активность нервной системы.

Если у детей выявлены серьёзные психологические нарушения, лучше предоставить возможность убрать их специалисту. Но существуют приёмы, которые могут использовать родители в домашних условиях:

  • Сказки и истории. Можно придумать повествование, где героем будет малыш с аналогичными характеристиками, который имел дурную привычку избавился от неё.
  • Создание совместного с ребёнком ритуала, когда происходит символическое прощание с привычкой. Малышу можно предложить нарисовать некрасивые ногти, а затем порвать с ним эту картинку. Можно завязать браслет из нитей на запястье как напоминание о том, что грызть ногти больше нельзя.
  • Рисование песком или пальчиковыми красками. Этот процесс будет снимать стресс малыша. Одновременно он будет испытывать неприятные ощущения от попадания песка или краски на ткань под ногтевыми пластинами. В результате у ребёнка возникнет желание улучшить их состояние, чтобы заниматься интересным делом.

Можно предложить ребёнку придумать свою историю про мальчика или девочку, которые грызли ногти. Почему это эффективно? Способ поможет понять, что малыша беспокоит больше, и наметить пути выхода из ситуации.

Для принятия своевременного решения о том, как поступить при наличии данной привычки у ребёнка, нужно постоянно общаться с ним и наблюдать за поведением. Равнодушие и отсутствие внимания к детям являются часто основной причиной того, что малыш ведёт себя неподобающим образом.

Нужно помнить: если один метод борьбы с некрасивой манерой не помогает, следует использовать другой. Главное – не сдаваться. Родители должны набраться терпения ради здоровья своего малыша.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Zeleno-Mama.ru
Adblock
detector