Выбираем школу. Как выбрать школу для ребенка в москве

Почему не всех устраивают обычные школы

РГ: Наши собкоры из регионов провели опрос родителей, каковы
плюсы и минусы частного обучения. Так вот, 99 процентов родителей
считают самым главным недостатком высокую плату. На что уходят эти
деньги?

Жданов: В свое время частные школы, как и государственные,
имели равное бюджетное финансирование. Но три года назад ситуация
изменилась. Теперь право выделять деньги отдано местным органам власти.
Где-то частные школы продолжали поддерживать, а где-то для них средств
не нашлось. Спасибо мэру Москвы, он нам помог.

Хотя выделяют меньше,
чем государственным школам, — 46 тыс. руб. в год на ученика. Это
лишь 9-10% в смете наших расходов. Денег хватает на питание
детей с 1-го по 4-й класс и зарплату учителям. Аренда, налоги, оплата
коммунальных услуг, покупка учебных пособий, ремонт — за счет
родительской платы. Повышение квалификации учителей, аттестация — тоже
за счет школы. Что касается стоимости обучения, то она у нас около 60
тыс. руб. в месяц.

Елена Чернышева: В нашей школе стоимость 140 тыс. руб. в
год. Но бывает, учим бесплатно или в рассрочку. Представьте, отучился
ребенок почти четыре года, а в середине десятого класса у родителей
лопнул бизнес, нечем платить за школу. И что же — выгонять? Оставляем,
но сохраняем конфиденциальность. У нас же есть, в конце концов,
собственные средства.

РГ: В некоторых государственных школах Москвы даже с
первоклассников собрали по 30-35 тыс. руб. на «текущие расходы». За
что в государственных школах берут деньги?

Выбираем школу. Как выбрать школу для ребенка в москве

Сергей Менделевич: В нашей нет. У нас существует
благотворительный фонд, куда любой желающий может внести рубль или
миллион. Стопка чистых квитанций фонда лежит на столе у охранников.
Никогда ни я, ни кто-либо из моих замов не смотрит список
благотворителей. Конечно, в бухгалтерии фонда ведется учет, но никто
никогда этим не интересуется — запрещено.

Михаил Случ: В нашей школе есть дополнительные платные услуги.

РГ: Около 80% родителей считают большим минусом частных школ натягивание оценок…

Чернышева: У нас в начале каждого учебного года один-два
новых ученика уходят из-за того, что получают более низкие оценки, чем
у них были в прежней школе. Именно потому, что надеялись: натягивание
оценок будет продолжаться и здесь. Ведь пришли в лингвистическую школу,
значит, спрос по математике и химии должен быть минимальным. А у нас
химия преподается так, что ребята свободно поступают в Российский
химико-технологический университет.

Зиганов: Чтобы избежать ситуации с натягиванием оценок,
родителям стоит поинтересоваться: проводится ли в школе независимая
экспертиза знаний и практических навыков? Хорошо, если ее проводит
какая-нибудь сильная государственная школа, которую выбрали сами
родители.

Каждый год открываются новые частные школы, и всё больше наших соотечественников отдают туда своих детей. Чем же им не угодила обычная МОУ СОШ?

Родители называют такие основные причины ухода из государственных школ:

  • не нравятся переполненные классы и отсутствие индивидуального подхода;
  • не устраивает контингент учащихся;
  • раздражает постоянная «текучка» учителей;
  • уровень знаний не соответствует желаемому;
  • здание школы находится в неудовлетворительном состоянии;
  • ребёнок отказывается есть еду из школьной столовой;
  • ребёнок страдает от травли.

Девочка за партой

Разумеется, не во всех государственных школах переполнены классы, а с постоянной сменой преподавательского состава можно столкнуться и в частной школе. Однако в целом все эти проблемы менее выражены в частных школах.

Талант или бездарь?

РГ: Чем кроме платы за обучение отличаются друг от друга частные и государственные школы?

Менделевич: Огромное благо, что существуют упертые люди,
которые открыли негосударственные школы. Это замечательно, поскольку
они не находятся под прямым управлением чиновников и могут строить
собственную образовательную политику. На заре романтической эпохи
двадцать лет назад я подумывал заняться негосударственным образованием.
И понял, что не сдюжу.

Вообще частные школы — клад для нас. Потому что есть дети, которых
мы не можем или не умеем учить. Не можем обеспечить определенным
группам детей образовательные, воспитательные и бытовые условия, такие,
какие могут дать им частные школы.

РГ: Уточните, каких детей вы имеете в виду? Очень одаренных или, наоборот, бездарей?

Менделевич: Не надо сводить все к интеллектуальным
способностям. Я говорю, например, о детях, которые не хотят играть по
общим правилам, не хотят учить все предметы, поэтому у меня не будут
вылезать из двоек. И еще я истерзаю их родителей. А негосударственная
школа устанавливает правила, приемлемые для таких детей.

Володарский: Бывает, что в подростковом периоде ребята
протестуют — «не хочу учиться, не буду на эти предметы ходить!». Такие
сложные подростки попадают в частные школы. Здесь с ними тесно работают
психологи и педагоги. Некоторые дети за 45 минут урока не успевают
усвоить предмет, а преподаватели не успевают им уделить время. В
частной школе есть условия для обучения таких детей: в классе 10-12
человек, могут быть дополнительные занятия после уроков.

Случ: Негосударственные школы становятся «особенными» для
определенных запросов родителей. Они вынуждены с ними сотрудничать.
Многие государственные школы мечтают о том, чтобы реализовать
общественно-государственное управление, о котором так много говорят
сегодня. У частных это получается…

Минусы частных школ

Частные учебные заведения более свободны в выборе программ и учебных пособий, здесь проще организовать занятия в форме проектной работы, привнести элементы интерактивности. Всё это создаёт у детей дополнительную мотивацию к учёбе, помогает их талантам раскрыться, привносит разнообразие в учебный процесс.

ПОДРОБНОСТИ:   Травы для желудка: лечение травами

Небольшие классы, чаще всего – из 5–10 человек, позволяют применить индивидуальный подход к каждому ученику, уделить ему время на уроке, убедиться, что он разобрался в материале.

Основной контингент учащихся – это дети из благополучных и обеспеченных семей. Это, конечно, не отменяет конфликты между школьниками, но хотя бы гарантирует отсутствие в классе явно асоциальных детей.

В частных школах обычно формируется позитивная атмосфера, близкая к семейной. Здесь все друг друга знают, здесь проще прийти на разговор с учителем или даже выпить чашечку чая с директором. Дети и родители чаще устраивают экскурсии или организуют совместные поездки на каникулах. В таких учреждениях можно найти самодеятельный театр, собственную газету, которую выпускают ученики, интересные научные проекты и другие виды деятельности, на организацию которых в обычной школе не хватает ни исполнителей, ни денег, ни времени.

Здесь реже случаются эпизоды травли («буллинга», как теперь принято говорить), а любые конфликты можно вовремя заметить и оперативно решить.

В негосударственном учебном заведении, как правило, всегда достойный ремонт и хорошая материальная база. Туалеты здесь похожи на домашние, и в них есть туалетная бумага и мыло (казалось бы, элементарная вещь, однако она существенно повышает комфорт пребывания в учебном заведении).

Выбираем школу. Как выбрать школу для ребенка в москве

Однако коммерческие школы имеют и свои недостатки. Самый очевидный – стоимость. Цена месяца обучения может начинаться от 15-20 тысяч рублей и доходить до сотен тысяч в элитных заведениях. Не каждая семья может позволить себе такие расходы на протяжении 10 лет. А переход в обычный класс из-за финансовых трудностей может стать для ребёнка тяжёлым испытанием.

Действительно, условия в частной школе – немного «тепличные». Ученик привыкает, что ему обязательно всё объяснят, «разжуют», заметят ошибку, похвалят, укажут, что делать. Иногда бывает так, что выпускники оказываются плохо приспособлены к суровой действительности и реальной жизни, где всего нужно добиваться самостоятельно.

В этом плане обычные школы и классы по 30-40 человек дают больше предпосылок для развития самостоятельности и активной жизненной позиции. Но далеко не все дети учатся сами справляться с трудностями. Многие из них предпочитают плыть по течению и отсиживаться на дальних партах.

Что касается качества знаний, то в частной школе у учителя есть большое искушение немного завысить оценку ребёнку. Для родителей это станет «доказательством» того, как хорошо чаду здесь учиться. Однако на ОГЭ и ЕГЭ часто выясняется, что реальный уровень знаний школьника намного ниже, чем «нарисованный».

С другой стороны, в обычных учебных заведениях часто работают педагоги с большим дарованием и любовью к своему предмету. Под их руководством дети отлично усваивают программу, участвуют в олимпиадах и даже выбирают профессию под влиянием учителя-кумира.

Итак, хороший и плохой учитель могут попасться вам в любой школе. Однако в частном заведении поднять вопрос о профпригодности педагога будет проще.

Что такое хорошо…

РГ: На что надо обратить внимание, выбирая частную школу, где будет учиться твой ребенок? И как выбрать лучшую?

Зиганов: Я вам расскажу, как выбрать хорошую частную школу.
Главными предметами должны быть русский язык, математика, физика,
история и т.д. А латынь, игра на скрипке, катание на лошади или прыжки
с парашютом — это второстепенное. Кроме того, в хороших школах большой
штат психологов, в каждой параллели есть логопед, который работает с
детьми до 7-8-го класса.

Конечно, родителям надо оценить, в каких олимпиадах, конкурсах
участвовали ученики школы и насколько успешно. Следующий критерий —
оснащенность. Когда к нам приезжают иностранцы, они первым делом
заходят в библиотеку, медицинский кабинет и туалет. Сюда следует
заглянуть и родителям. И еще. Выбирайте школы, где знания и навыки по
фундаментальным предметам подтверждаются городскими контрольными
проверками, ЕГЭ и олимпиадами.

Жданов: Наши родители говорят: «Не надо бассейна и шикарных
помещений. Должен быть чистый туалет и хорошая столовая. А самое
главное, чтобы у учителя горели глаза».

Володарский: Поинтересуйтесь, есть ли у школы родительские
сайты в Интернете, почитайте их. Важно узнать, с какими вузами школа
сотрудничала до ЕГЭ, как выпускники сдали Единый экзамен, есть ли в
школе дополнительные учебные планы, сколько они стоят?

ПОДРОБНОСТИ:   Как выбрать кондиционер для квартиры и частного дома?

Чернышева: На дне открытых дверей мы анкетируем родителей —
какими критериями они руководствуются при выборе школы? Для них первое
— профильное обучение. Второе — педагогический коллектив, третье —
образовательная программа. Я считаю, что педагогический коллектив
должен быть на первом месте.

Нашествие «живопырок»

РГ: Есть среди частных школ очевидно плохие?

Жданов: Да. Четыре года назад в Москве работали 242
негосударственные школы, а сейчас аккредитованы 125. То есть у слабых
отозвали лицензии или они сами закрылись. Я несколько лет был членом
комиссии по лицензированию, так что насмотрелся всякого. Есть, к
примеру, школы, называю их «живопырками», где учатся, допустим, 50
детей.

На уроке биологии

Снимается неприспособленное крошечное помещение, кухня — восемь
квадратных метров, где стоит бытовая газовая плита. На этой кухне и
готовят, и детей кормят. Я на комиссии голосую против выдачи лицензии,
а мне другие директора говорят: «Как же так, это же частная школа!» И в
конце концов эти школы получают лицензии. А я не хочу, чтобы по таким
судили о негосударственном образовании. По моим оценкам, подобных «живопырок» около 30 процентов.

РГ: Читательница из Ярославля Ольга Савельева пишет, что в
городе есть Вальдорфская школа, но там такой специфический подход и
программы, что потом невозможно поступить в вуз. Такое может быть?

Случ: Может, конечно. Но с чем тут спорить? Некоторые
государственные школы устроены таким образом, что после них невозможно
поступить в вуз.

РГ: А что делать с плохими государственными школами? Закрывать?

Менделевич: Понимаете, хороших школ остро не хватает. Поэтому
слабые нужно не закрывать, а присоединять к сильным. Уже много лет идут
разговоры о создании сетевой модели, когда несколько школ объединяются
под единым управлением вокруг более успешной. Например, у Ефима
Лазаревича Рачевского — директора центра образования ;

№ 548 —
объединены, по-моему, четыре школы, где учатся около 1800 человек. Но
это на окраине Москвы, а в центре подобное сделать намного сложней. Я
сам попытался было стать подопытной мышью и попросил отдать мне
какую-нибудь вымирающую школу. И выслушал столько оскорблений, сколько
не слышал за всю свою предыдущую жизнь. Правда, школу в конце концов
все-таки отдали.

Володарский: Если мы приглашаем Гуса Хиддинка, чтобы он
сделал сборную команду более успешной, почему нельзя дать шанс в
образовании своим хиддинкам, таким, как Сергей Львович? Давайте
закрывать школы, которые дышат на ладан, объединять их в некую
ассоциацию из трех, четырех, пяти школ.

Подводим итоги

Если бы государственные школы были идеальны, то спрос на частные просто не появился бы. Однако не стоит идеализировать коммерческие школы. В обычном МОУ СОШ тоже можно получить превосходные знания и обрести верных друзей, в то время как иное «элитное» учебное заведение оставит после себя лишь пробелы в образовании и дыры в семейном бюджете.

Поэтому выбирать школу – как обычную, так и частную – следует после просмотра отзывов родителей, знакомства с педсоставом, изучения особенностей школьной жизни. И следует помнить, что любая школа лишь создаёт атмосферу и предпосылки для усвоения знаний, а учиться ребёнок должен сам.

Независимо от того, в какой школе учится ваше чадо, у него могут быть приступы апатии и нежелания заниматься уроками. Не спешите ругать и грозить наказаниями – лучше прочитайте статью Как мотивировать ребёнка учиться: 10 приемов, которые позволят школьнику стать успешным.

Обещанного шесть лет ждут

РГ: Зарплата учителей в частных школах, как правило, выше,
чем в государственных. Чем вы, Сергей Львович, привлекаете новых
учителей?

Менделевич: Возможностью работать в прекрасном дружелюбном,
творческом коллективе интеллигентных людей. Отсутствием бессмысленных
придирок и неисполнимых требований. У нас есть своеобразное поощрение.
Дети многих учителей учатся или учились в нашей школе. И многие
педагоги приходят к нам только ради этого.

У меня самого пятеро детей,
младшая сейчас учится в 7-м классе нашей школы. Но учителя я никогда не
беру на работу сразу. Сначала пусть покажет себя, проводя уроки четыре
или шесть часов в неделю. Посмотрим, сошлись мы или нет характерами.
Молодежи за последние годы к нам пришло довольно много — человек
десять.

Жданов: Если приглашаем учителя, то обеспечиваем его
социальным пакетом с хорошей медицинской страховкой и бесплатным
питанием. Зарплата, естественно, «белая», не в конвертах. Так что можно
взять кредит или получить налоговый вычет. Принимаем новых педагогов
только с опытом работы не меньше 6 лет. Средняя зарплата наших
педагогов — 63 тыс. руб. Но есть и такие, кто 100 тысяч получает.

Одноклассники

Случ: В государственных школах тоже все учителя зарабатывают
по-разному. У Сергея Львовича — центр образования, у него
финансирование выше, чем у меня в обычной общеобразовательной школе. В
государственных школах, к сожалению, нет возможности материально
стимулировать учителя.

ПОДРОБНОСТИ:   Кулинарные советы. Копилка советов: как правильно выбирать крупы

Выгнали за светофор

РГ: Здесь говорили, что особенность частной школы в том, что
она учит не только одаренных, но и самых трудных. Не означает ли это,
что детей отсюда не отчисляют? Кстати, это и потеря немалых денег.

Жданов: У нас редко уходят, если только бизнес у родителей
лопнул. Такого, чтобы кто-то ушел, потому что не нравится, я не
припоминаю. Бывало, мы сами настаивали, чтобы родители забрали
документы. За пять последних лет такое было всего три раза. Причины —
кража, конфликтное поведение.

Чернышева: А мы выгонять за кражу не стали. Пожалели и не
ошиблись. Парень все понял, осознал, вернул то, что взял. С ним
беседовали два учителя, и дальше информация никуда не пошла. Мальчик
остался, прекрасно окончил школу.

РГ: А за что выгоняют из государственных школ?

Менделевич: В последний раз я выгнал ученика за переход улицы
Знаменки (там находится школа) в неположенном месте. Как-то мы
расставались с мальчиком из 8-го класса за неоднократное оскорбительное
недостойное отношение к барышне и распространение слухов о ней.

Случ: Не помню таких жестких ситуаций, чтобы вынужден был кого-то выгонять.

Володарский: Вообще, в завершение нашего разговора хотел бы
сказать: не надо вносить раскол в образование. Мне кажется, неправильно
делить его на частное и государственное. Мы все делаем одно общее дело.

Зритель в «Школу» не пойдет?

Вчера
вечером, когда каналы представили свои программные сетки на неделю с 15
февраля, оказалось, что нашумевший сериал «Школа» в плане вещания
Первого канала отсутствует.

Поскольку сериал с первого дня своего показа вызывал бурные
дискуссии не только среди теле-критиков и работников сферы образования,
но и среди политиков и видных общественных деятелей, его исчезновение
из эфира вызвало бурю эмоций и догадок. В ночь с 8 на 9 февраля
Интернет был буквально взорван. Почему убрали «Школу»? Версии
высказывались самые разные.

«Поскольку отсутствие сериала «Школа» в сетке вещания Первого канала
породило различные слухи о снятии фильма с эфира, пресс-служба канала
считает необходимым опровергнуть эту информацию. «Школа» действительно
не будет показываться с 15 февраля в течение двух недель, но только в
связи с началом Олимпийских игр.

Остается добавить, что все произошедшее только породило новый всплеск повышенного интереса к сериалу «Школа».

Долгая дорога в класс

— Я обращаю внимание на парадную дверь. Знаете, бывают двери, обитые
алюминием внизу, иногда со следами шайб, пинков… Может, у ребенка
есть причина пинать и крушить дверь в этот храм науки? Там, где царит
благоприятная атмосфера, учителя и школьники обычно знают друг друга в
лицо и по именам. А в учительской не висит напряженная тишина на
переменах. А еще я выбираю школу по запаху. В хорошей школе никогда не
пахнет туалетом и кислой капустой.

Девочка у доски

— Мои младшие дети пойдут в ту же частную школу, что и старшие —
близко к дому, квалифицированные учителя, маленький класс, дети весь
день в школе — после уроков кружки и секции. Оценки получают всякие, но
стараются учиться хорошо. Минус один — слишком высокая плата.

— Сын учится в государственном лицее, но мы думаем о частной школе.
И вот почему. Качеством обучения в лицее я недовольна, потому что
основной акцент сделан на учебу дома. Все учителя постоянно повторяют: «Надо заниматься дополнительно». А зачем тогда ходить в школу? В
государственных школах ребенку часто клеится «клеймо», и как бы он
дальше ни старался, ничего у него не получается. Идет постоянный «развод» на деньги. Если не берешь своего педагога в репетиторы, не
получишь хорошую оценку.

— Моя младшая дочь учится в частной Вальдорфской школе, старшая в
прошлом году ее окончила. Я довольна. Дети там не только получают
необходимые знания, но и раскрываются как личности. Их здоровье —
физическое и нравственное — тщательно оберегается. Они не только многое
умеют делать руками (на уроках ремесла и рукоделия их учат работать с
деревом, шерстью, глиной, вязать, шить, ткать), но и имеют возможность
опробовать свои силы в разных профессиях благодаря программе
разновозрастных практик (сельскохозяйственная, лесная, производственная
и другие).

Елена Галяветдинова, Ирина Степура, Ирина Штерман, Наталья Решетникова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Zeleno-Mama.ru
Adblock
detector